Радары и «тарелки»: сверхскоростные НЛО над Нью-Джерси
Радарно-визуальные наблюдения НЛО близ Форт-Монмаута вошли в историю уфологии не только потому, что объекты наблюдались военными летчиками и находящимися в разных местах радарами. Скандал, вызванный этими наблюдениями в Пентагоне, привел к полной реорганизации военной системы изучения НЛО.
Утром 10 сентября 1951 года Юджин Кларк, стажер-оператор радара, демонстрировал возможности новой техники высоким чинам армии в Форт-Монмауте, штат Нью-Джерси. Как раз во время демонстрации радар обнаружил объект, летящий быстрее реактивного истребителя. В рассекреченном документе «Голубой книги» (проект ВВС США по изучению НЛО) приводятся подробности:
«10 сентября 1951 г. примерно в 11.10 радар AN/MPG-1 обнаружил быстро движущуюся на небольшой высоте (точная высота не определена) к юго-востоку от Форт-Монмаута на удалении около 12 км. Цель примерно придерживалась береговой линии, меняя дистанцию незначительно, но при этом быстро меняя направление полета. Радар был переключен на автоматическое слежение, обычно работающее достаточно быстро, чтобы отслеживать реактивный самолет, но в данном случае этой скорости не хватило. Цель была потеряна на северо-востоке на расстоянии около 14 км. Она давала необычайно сильное отражение излучения радара, больше, чем самолет, и была сравнима с отметками от кораблей возле берега. Оператор сначала принял цель за корабль, но затем понял, что корабль не может двигаться с такой скоростью» (НЛО летел со скоростью 700 миль в час).
Эдвард Руппельт, бывший руководитель «Голубой книги», вспоминал, что НЛО находился в зоне действия радара три минуты. Операторы радара проверили погоду — в тех краях не было ни малейшего намека на инверсию температур в атмосфере, которая может вызвать ложные отражения. Объект скрылся в районе полуострова Санди-Хук.
Присутствовавшие предпочли не поверить своим глазам, но 25 минут спустя этот же НЛО был замечен двумя летчиками самолета Т-33, совершавшими тренировочный полет над Пойнт-Плезантом. «Дискообразный объект серебристо-серого цвета» промчался под их самолетом со скоростью около 900 миль в час. По словам летчиков, НЛО был диаметром 9-15 м и снижался по направлению к Санди-Хук. Он ненадолго притормозил, а затем снова набрал скорость и, развернувшись на 120 градусов, скрылся над океаном.
Военные предположили, что это могли быть метеозонды, которые запустили в том районе незадолго до пролета самолета. Однако в момент, когда их курсы пересеклись, оба шара находились на высоте 5,5 км, а НЛО пролетел ниже самолета на высоте 1,5 км. Пилоты, — лейтенант Уилберт Роджерс и майор Эдвард Баллард-младший, — потом дали интервью журналистам, которые услышали их переговоры с авиадиспетчерами по открытому каналу связи. «Не знаю, была ли это «летающая тарелка», но уверен, что никогда раньше такого не видел, — сказал Роджерс. — Это не мог быть воздушный шар, так как объект снижался с невозможной для шаров скоростью».
Д-р Джеймс Макдональд, специалист по физике атмосферы, позднее проверил скорость и направление ветров в районе Санди-Хук и пришел к выводу, что метеозонды никак не могли быть приняты за НЛО, потому что должны были находиться в другом месте. К тому же пилоты вряд ли смогли бы их вообще заметить на таком расстоянии!
В 15.15, всего несколько часов спустя, операторам радара Форт-Монмаута позвонили из штаб-квартиры ВВС и нервным тоном попросили проследить за еще одной неопознанной целью. НЛО двигался на высоте 18 миль с очень малой скоростью к северу от места, где видели первый объект. Для невооруженного глаза он выглядел серебристым пятнышком. Это как раз мог быть воздушный шар, поскольку НЛО не совершал ничего выдающегося.
На следующее утро два радара зафиксировали в том же секторе появление очередной цели, которая меняла высоту, застывала на месте, а потом снова начинала выписывать фигуры высшего пилотажа. Отчет «Голубой книги» гласит:
«11 сентября 1951 г. в 10.50 два радара SCR-584, серийные номера 217 и 315, засекли аналогичную цель к северо-востоку от Форт-Монмаута… на расстоянии примерно 30 км (ориентировочная высота 9,5 км). Радары способны автоматически отслеживать азимут и высоту, а при помощи дальномера (range tracking) могут следить за целями, летящими со скоростью до 700 миль в час. Однако в данном случае оба радара не смогли следить за целями из-за их скорости, и операторы были вынуждены определять расстояние до целей вручную. Цель отслеживалась таким образом до края зоны действия радара, 30 км. По мнению оператора, цель двигалась со скоростью больше на несколько сотен миль в час, чем максимально возможная скорость слежения для автоматики радаров. Объект давал очень сильное отражение, даже находясь на максимальной дистанции обнаружения, но по временам сигнал был слабее обычного отражения. Эти колебания совпадали с маневрами цели».
В 13.30 радар номер 315 снова зафиксировал цель «с необычной маневренностью», но на сей раз наблюдение не было подтверждено вторым радаром. Операторы попробовали ее разглядеть, выйдя на улицу, но облачность помешала увидеть НЛО. В конце концов НЛО улетел с огромной скоростью, опять превышающей возможности автоматической системы слежения. Она не была рассчитана, но точно превышала 700 миль в час.
Начальник разведслужбы ВВС генерал-майор Чарльз Кэбелл, узнав об этих наблюдениях, пришел в ярость. «Кто, черт возьми, все время уверял меня, что каждое сообщение об НЛО проходит через руки экспертов?!» — поинтересовался он, узнав, что проект ВВС США по изучению НЛО, который тогда носил кодовое название «Grudge» («Недовольство»), не может ничего выяснить и фактически развален. Чарльз Кэбелл отдал приказ: немедленно наладить работу по эффективному изучению феномена НЛО и доложить об исполнении. Именно после этого проект был реорганизован и получил свое самое известное название — «Голубая книга».
Михаил Герштейн
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ