Безупречное возвращение: Ракета New Glenn впервые совершила чистую посадку
Компания Blue Origin Джеффа Безоса достигла важнейшего рубежа: ее тяжелая ракета-носитель New Glenn впервые успешно вернулась из космоса, совершив безупречную посадку в Атлантическом океане на автономную платформу «Джеклин». Это историческое событие произошло 13 ноября во время миссии по запуску к Марсу двух зондов NASA ESCAPADE.
Но что действительно поразило наблюдателей, так это идеальный внешний вид ступени. В отличие от привычных нам покрытых сажей и нагаром ступеней Falcon 9 от SpaceX, New Glenn вернулась из полета практически в выставочном состоянии — ее бело-золотая ливрея сверкала в лучах послеполуденного солнца.
В чем секрет безупречной чистоты?
Разгадка кроется в самом сердце ракеты — в топливе, которое она использует.
-
SpaceX Falcon 9: Работает на паре жидкий кислород + RP-1 (очищенный керосин). При сгорании керосин образует большое количество сажи, которая и оседает на корпусе ракеты в виде характерных черных подпалин — своеобразного «знака качества» многоразового использования.
-
Blue Origin New Glenn: Её двигатели первой ступени BE-4 используют экологически более чистое топливо жидкий кислород + сжиженный метан (метанокс). При сгорании метан практически не дает сажи, что и объясняет «девственную» белизну ступени после полета.
Любопытно, что следующее поколение ракет, включая Starship от SpaceX, также переходит на метан. И причина не только в чистоте. Как неоднократно заявлял Илон Маск, метан можно производить прямо на Марсе из местных ресурсов (воды и атмосферного CO2), что критически важно для обеспечения обратных рейсов и создания самоподдерживающейся колонии.
Что ждет ракету дальше? «Красота» против «функциональности»
Вернувшуюся ступень уже доставили на стартовый комплекс LC-36 на мысе Канаверал для тщательного осмотра и подготовки к повторному полету. Планы у Blue Origin амбициозные: каждая первая ступень New Glenn должна выдержать не менее 25 запусков.
Этот успех знаменует новую эру в многоразовости, где акцент смещается не только на надежность, но и на технологическую эстетику. Однако сажа на Falcon 9 давно доказала, что это всего лишь косметический недостаток, не мешающий устанавливать рекорды — одна из ступеней Falcon 9 уже летала 31 раз.
Таким образом, на космической сцене теперь представлены два разных, но одинаково эффективных подхода: «практичная рабочая лошадка» от SpaceX и «чистый аристократ» от Blue Origin. Оба доказали, что будущее космонавтики — за многоразовыми технологиями, и теперь начинается самое интересное — гонка за снижение стоимости и увеличение темпов запусков. Успех New Glenn доказывает, что многоразовые ракеты могут быть не только функциональными, но и красивыми, открывая путь к новой эстетике космических полетов.
В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь: