Лунная гонка 2.0: Частный капитал в борьбе за спутник Земли
Соединенные Штаты и Китай вступили в схватку за право первыми за полвека вернуть человека на лунную поверхность. Однако набирает силу и внутреннее противостояние: американские частные компании вступили в борьбу за контракт на создание посадочного модуля, который может принести победу в этой новой лунной гонке США.
Эта битва за лунный аппарат сводит лоб в лоб Илона Маска и его соперника-миллиардера Джеффа Безоса. Конфликт уже вылился в публичную перепалку между Маском и исполняющим обязанности главы NASA Шоном Даффи, обнажившую трещины в вопросах руководства и стратегического курса американского космического агентства.
В апреле 2021 года компания Маска, SpaceX, получила контракт на разработку посадочного модуля для миссии «Артемида-III» — первой высадки американцев на Луну со времен «Аполлона-17» в 1972 году. Аппарат решено было создать на базе инновационного корабля Starship, который уже тогда разрабатывался на объектах компании в Южном Техасе.

С апреля 2023 года SpaceX провела 11 испытательных полетов Starship. Если запуски в августе и октябре 2025 года были успешными, то три предыдущих полета завершились неудачей для верхней ступени, или «корабля» (ship) — как раз той части, которая должна доставлять астронавтов.
На фоне амбициозных и хорошо финансируемых планов Китая достичь лунного превосходства, на SpaceX росло давление, требующее ускорить прогресс (хотя критерии этого прогресса в значительной степени субъективны). 20 октября Шон Даффи, который также является министром транспорта США и исполняет обязанности главы NASA с июля, объявил, что открывает контракт SpaceX на 4,4 миллиарда долларов для компаний-конкурентов, ссылаясь на задержки со Starship.
Компании Маска еще предстоит продемонстрировать стабильную надежность пусков. Кроме того, ей необходимо испытать критические технологии, такие как дозаправка Starship на орбите, до запланированного на 2027 год срока миссии «Артемида-III». «Они (SpaceX) делают удивительные вещи, но они отстают от графика», — заявил Даффи.
Китай планирует высадить своих тайконавтов на Луну к 2030 году, и ключевые фигуры американского космического сообщества уже предупредили, что США могут проиграть эту гонку. В октябре 2025 года Джим Брайденстайн, возглавлявший NASA при первой администрации Трампа, заявил на слушаниях в Сенате США: «Если ничего не изменится, крайне маловероятно, что Соединенные Штаты опередят прогнозируемые сроки Китая».
Учитывая, что NASA успешно сажало экипажи на лунную поверхность шесть раз в 60-х и 70-х годах, может показаться, что сделать это сейчас должно быть просто. К сожалению, ракеты и капсулы, использовавшиеся в программе «Аполлон», давно не эксплуатируются, и воспроизвести их сегодня было бы крайне сложно. Однако с современными технологиями мы должны быть способны организовать более эффективные миссии, способные выводить на орбиту более тяжелые полезные грузы.
Конечно, главное отличие от эпохи «Аполлона» — это финансирование. На своем пике (между 1965 и 1966 годами) NASA ежегодно выделялось 4,5% от всех федеральных расходов США. В последующие десятилетия эта цифра неуклонно снижалась и в 2024 году составила около 0,4%. Сокращение в десять раз означает меньше сотрудников, снижение инноваций и большую зависимость от международного сотрудничества.
У NASA есть дополнительный недостаток, которого нет у многих других космических держав. Цели агентства во многом определяет президент. Поскольку хозяин Овального кабинета (а вместе с ним и правящая партия) меняется каждые четыре-восемь лет, крайне сложно сохранять единое стратегическое видение. Это также может замедлять реакцию агентства на изменение геополитической обстановки.
Новые претенденты?
На фоне стремительного приближения запланированной китайской лунной миссии, призыв Даффи к созданию новых посадочных модулей может показаться запоздалым. Однако один из вероятных претендентов, возможно, сможет модифицировать уже существующий аппарат, а не начинать с нуля. Компания Джеффа Безоса Blue Origin планирует беспилотный запуск своего посадочного модуля «Марк-1» на лунную поверхность в начале 2026 года. Изначально этот аппарат проектировался для перевозки грузов, а не людей. Но, согласно отчету Ars Technica, Blue Origin изучает возможность перепроектирования корабля для экипажа.
План компании, по некоторым данным, предполагает использование «нескольких» аппаратов «Марк-1» для доставки экипажа на поверхность Луны и возвращения на лунную орбиту. Даффи уже заявил Fox News, что ожидает, что Blue Origin «примет участие». Что критически важно, предложение компании Безоса позволило бы обойти техническую проблему дозаправки на орбите, которая необходима для Starship (хотя на данном этапе неясно, как именно Blue Origin намерена этого избежать).
В то же время аэрокосмический гигант Lockheed Martin также собрал группу из дюжины других неназванных игроков отрасли для создания лунного модуля из уже существующих компонентов. Проект Lockheed для посадочного модуля «Артемиды-III» будет частично основан на дизайне лунного модуля эпохи «Аполлона».
На следующий день после объявления Даффи о пересмотре лунного контракта Маск обрушился на исполняющего обязанности главы NASA с гневной тирадой в социальной сети X. Он написал: «Должен ли человек, чьей главной заслугой является лазание по деревьям, руководить космической программой Америки?» Даффи — бывший член Конгресса и чемпион мира по скоростному лазанию по деревьям среди lumberjack. Он имеет степень бакалавра по маркетингу и степень в области права. Стоит отметить, что Маск также имеет степень бакалавра (в области экономики и физики), но бросил аспирантуру в Стэнфорде.
Однако вражда главы SpaceX с Даффи может простираться дальше возможной потери контракта на посадочный модуль. Недавно The Wall Street Journal сообщила о «борьбе за власть» вокруг того, кто будет постоянным руководителем NASA при второй администрации Трампа. Маск давно поддерживает кандидатуру своего коллеги-миллиардера и частного астронавта Джареда Айзекмана на пост главы космического агентства.
Айзекман ранее был номинирован президентом Трампом на эту должность, но его кандидатура была впоследствии отозвана. Согласно отчету The Wall Street Journal, Айзекман все еще рассматривается как претендент. В то же время Ars Technica сообщает, что Даффи хочет сохранить за собой руководящий пост.
Тот, кто будет в конечном итоге выбран, определит приоритеты агентства в критический момент. Пересмотр контракта на посадочный модуль для «Артемиды-III» может привести к дальнейшим внутренним распрям между NASA и частными компаниями, ставя под угрозу — вместо ускорения — общие сроки программы. Кроме того, это потребует средств, которые остро необходимы другим подразделениям агентства, например, научному. Эти деньги, к примеру, можно было бы направить на найм исследователей для анализа данных с текущих миссий NASA.
Пока администрация и корпорации спорят, сама Луна перестала быть просто символической целью. Она превратилась в стратегический плацдарм будущего. Речь идет не только о престиже, но и о доступе к ресурсам, таким как водяной лед на южном полюсе, который можно использовать для производства ракетного топлива и обеспечения жизнедеятельности баз. Китайский план включает в себя создание постоянной международной лунной исследовательской станции к 2035 году. Если США хотят не просто «повторить», а закрепить свое лидерство в космосе на десятилетия вперед, им необходимо не только быстро приземлиться, но и остаться.
Нынешняя конкуренция между частными компаниями, при всей ее хаотичности, может в конечном итоге породить более гибкие и экономичные решения, чем могло бы предложить одно лишь государство. Однако для этого NASA необходимо обрести устойчивое руководство и четкий, неподверженный политическим ветрам курс. Лунная гонка XXI века проверяет на прочность не только технологии, но и саму модель взаимодействия государства и частного капитала в космосе.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.