Внимательная любовь: как Ирис Мердок переосмыслила связь этики и чувств

 

Любовь — одно из самых глубоких переживаний, способное кардинально изменить наше восприятие себя, других и мира. Литература и кинематограф часто фокусируются на романтической любви как силе, меняющей реальность (вспомните «Ромео и Джульетту»), но это чувство не сводится к романтике. Например, родители могут испытывать всепоглощающую любовь с первого взгляда на своего ребёнка.

На первый взгляд, такое мощное переживание не связано с моралью. Для последователей Иммануила Канта в этике нет места удаче или эмоциям: нравственность — это помощь другим, вне зависимости от личных симпатий. Она основывается на долге и обязательствах, которые мы несём перед каждым. Любовь же кажется иррациональной, избирательной, неподконтрольной. Как писал Уильям Годвин в 1793 году: «Какая магия заключена в местоимении “мой”, чтобы оправдывать пренебрежение беспристрастной истиной?» Любовь к семье или друзьям выглядит личным делом, далёким от морали.

Внимательная любовь: как Ирис Мердок переосмыслила связь этики и чувств

Из-за этого любовь часто противопоставляют этике: первая субъективна, вторая требует беспристрастности. Чувство либо конфликтует с моральными нормами, либо игнорируется. Современные философы редко видят в любви основу нравственности.

Однако Ирис Мердок, философ и писательница, настаивает: любовь не просто связана с моралью — она лежит в её основе. В эссе «Идея совершенства» (1962) и «О “Боге” и “благе”» (1969) она утверждает, что этика невозможна без понятия внимательной любви — способности видеть другого без искажений, продиктованных эго.

Почему Мердок так считает?
По её мнению, мораль начинается с видения мира. То, как мы смотрим на людей, определяет наши поступки. Если мы видим в человеке врага, то и относимся к нему враждебно. Если же разглядим потенциального друга, то проявим заботу. Ключевой моральный акт — не выбор, а внимание, как отмечала философ Симона Вейль. Внимание формирует наше восприятие, а значит, и действия.

Прочитайте также  COVID наделяет переболевших сверхъестественными способностями?

Мердок приводит пример: мать (M) считает невестку (D) вульгарной и незрелой, хотя внешне сохраняет вежливость. Даже без действий, её предвзятое отношение аморально — оно продиктовано классовыми предрассудками и ревностью. Искажённое видение, по Мердок, уже есть моральный провал.

 

Власть эго и иллюзии
Почему мы видим других необъективно? Виной — эго, порождающее самообман. Как пишет Мердок, эго — это «тревожный, самовлюблённый механизм», создающий пелену между нами и реальностью. Оно заставляет нас проецировать страхи и стереотипы, как в случае M, чьё восприятие D смешало классовое презрение и страх одиночества.

Даже в повседневности эго искажает реальность: обида на коллегу заставляет видеть его глупым, а не застенчивым. Такие иллюзии успокаивают эго, но отделяют от истины.

Любовь как прорыв к реальности
Спасение — во внимательной любви. Она вырывает нас из плена эго, направляя внимание на другого. Любовь, по Мердок, требует усилий: M, осознав свою предвзятость, начинает наблюдать за D без осуждения. Постепенно «вульгарность» превращается в простоту, «детскость» — в жизнерадостность. Это и есть внимательная любовь — умение видеть человека за своими проекциями.

Прочитайте также  10 маленьких городков с самым мрачным прошлым

Но разве любовь не слепа? Мердок признаёт: любовь к иллюзии (как у Ромео к Розалине) — несовершенна. Истинная любовь стремится к познанию реального человека, а не фантазии.

Практика внимания в современном мире
Как культивировать внимательную любовь? Мердок предлагает начать с малого:

  1. Наблюдение без оценок. Уделяйте время тому, чтобы замечать детали в других: что радует, тревожит, вдохновляет их.
  2. Искусство как тренировка. Музыка, живопись, литература учат видеть нюансы, ускользающие при поверхностном взгляде.
  3. Рефлексия предубеждений. Если кто-то раздражает, спросите: не ваше ли эго искажает картину? Может, за высокомерием скрывается неуверенность?

В эпоху соцсетей, где общение сводится к лайкам и клише, практика внимательной любви становится вызовом. Но именно она, по Мердок, спасает от моральной слепоты. Как писал Томас Мертон: «Любовь — это не только чувство, это взгляд, который видит».

Заключение
Идеи Мердок перекликаются с буддийским состраданием и христианским агапе. Внимательная любовь — не сантименты, а дисциплина, требующая ежедневной работы. Она напоминает: этика начинается не с громких поступков, а с тихого умения увидеть в другом человека — уникального, сложного, достойного быть понятым.


В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
👇 Поделитесь в вашей соцсети

ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

Добавить комментарий