Гадание на пауках: как традиции Мамбила учат нас принимать решения в условиях неопределенности

 

Кровь из гребня курицы окропили огонь, а ее окровавленную голову прижали к раскаленным камням и котлу. Птицу держали над пламенем, опаливая перья, после чего сварили с 19 листьями и другими секретными ингредиентами. Затем, глядя на восток, мне в глаза влили пальмовое вино, смешанное с зельями, чтобы «открыть» их для ясного видения. Наконец, часть блюда отложили и позже бросили в нору паука (или краба), чтобы гарантировать, что он будет говорить правду. Так в 1986 году в камерунской деревне я был посвящен в гадатели на пауках покойным Ваджири Би.

Гадание на пауках: как традиции Мамбила учат нас принимать решения в условиях неопределенности

Я прибыл в Камерун молодым антропологом, стремясь изучить традиционные верования и их связь с местными структурами власти. Мои поиски привели меня в Сомие — самую маленькую из трех деревень народа мамбила на равнине Тикар у границы с Нигерией. Сомие, застроенная одноэтажными домами среди зеленых полей, находится в конце дороги, доступной для автотранспорта. Сегодня здесь живут более 5000 человек, но в середине 1980-х, когда я впервые приехал, население составляло всего 1006 человек. Многое изменилось, однако система управления осталась прежней: регион, никогда не входивший в крупные государства до колонизации после Первой мировой, до сих пор дистанцирован от власти. Это и интересовало меня: как в Сомие разрешают сложные споры без участия государства? Какую роль играет религия?

Наблюдая за судом деревенского вождя, я изучал процессы урегулирования конфликтов и ритуалы клятв. Постепенно я обратил внимание на гадателей, чьи советы часто решали исход дел: изменял ли муж, несмотря на отрицание? Возвращен ли долг? Ваджири Би, глава окраинного поселения и один из двух «создателей вождей», был ключевой фигурой. Он владел несколькими методами гадания, но для серьезных случаев доверяли только паукам.

Техника паучьего гадания (ŋgam dù) и принципы толкования в Сомие известны многим, но теория отличается от практики. Чтобы овладеть ею, требовалась инициация. Би согласился стать моим учителем. Ритуал включал совместное приготовление еды и подношения паукам, чтобы те оставались «правдивыми». Объяснений не было — лишь действия. С 1985 года я возвращаюсь в Сомие почти ежегодно, изучая гадание уже 40 лет. То, что казалось локальным эзотерическим обрядом, раскрыло универсальную логику: систему принятия решений в условиях неопределенности, где точное знание недостижимо.

Прочитайте также  Как на Земле могут жить невидимые пришельцы

«Что мне делать?» — этот вопрос вечен. Кто станет спутником жизни? Как лечить болезнь? Идти на войну? Гадание, будь то карты таро, астрология или пауки, предлагает ответы там, где рациональность бессильна. Его универсальность — ответ на человеческую потребность в ориентирах. В Сомие два основных метода: ŋgam dù (с пауками) и ŋgam tubu (с лианой). Случайность вроде падения листьев или расположения паутины исключает манипуляции, делая ответ «объективным».

 

Пауки Hysterocrates robustus и крабы Sudanonautes aubryi, обитающие в норах, становятся посредниками. Вокруг их жилищ расчищают площадь, накрывают отверстие горшком без дна и кладут внутрь камень и палку — символы «да» и «нет». Листья-карты с вырезанными символами (например, пальма предупреждает об опасности или сулит урожай) раскладывают рядом. Паук, двигая их, дает ответ. Если карта указывает на камень, но «смотрит» на палку, это требует интерпретации. В 2019 году гадатель Болло Пьер, спрашивая об исходе выборов в США, получил такой ambiguous ответ: «Новый президент будет, но не без сложностей».

Интерпретация — искусство баланса между правилами и интуицией. Например, карта, погруженная в нору, предвещает смерть, а сбалансированная на краю горшка — болезнь. Однако некоторые вопросы табуированы: «Выздоровеет ли человек?» — не спрашивают, чтобы не лишить надежды. Как кот Шрёдингера, будущее остается множеством потенциалов, пока вопрос не «коллапсирует» его в конкретный исход.

Прочитайте также  Теперь Большой Брат видит сквозь стены

Сегодня в Сомие, несмотря на рост населения и появление школ, церквей и солнечных панелей, гадание остается инструментом власти и социального влияния. Хотя молодое поколение скептично, старшие продолжают советоваться с пауками даже по телефону. В 2025 году, вернувшись на 40-летие исследований, я застал деревню в кризисе: ритуальные церемонии Sua были приостановлены из-за споров между вождем и хранителями традиций. Разрешится ли конфликт? Ответ, как всегда, скрывался в шелесте листьев и движении восьминогих оракулов.

Современный мир все чаще сталкивается с непредсказуемостью: пандемии, климатические кризисы, геополитические потрясения. Практики вроде ŋgam dù напоминают, что неопределенность — не слабость, а пространство для диалога. Как мамбила калибруют пауков, проверяя их правдивость вопросами вроде «Съем ли я кашу сегодня?», так и мы можем «калибровать» свои методы прогнозирования, сочетая данные с мудростью принятия неочевидного.

В Сомие технологический прогресс не вытеснил традиции, а интегрировал их: гадатели используют мобильные телефоны для консультаций, а их сайт привлекает клиентов из Европы. Это симбиоз древнего и современного, где WiFi и пауки сосуществуют, предлагая альтернативу гиперрациональности Запада.

Возможно, урок мамбила в том, чтобы не бояться задавать вопросы, даже если ответы неоднозначны. Как писал антрополог Клиффорд Гирц, культура — это паутина значений, сплетенная самими людьми. Разрывая одни нити и создавая новые, мы, как пауки в своих норах, продолжаем ткать полотно решений — хрупкое, но необходимое для движения вперед.


В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
👇 Поделитесь в вашей соцсети

ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

Добавить комментарий