Музей камней Ики: мистификация или невероятная история
Отправляясь в Перу, я не думал, что удастся попасть в этот музей. Хотя очень хотел. Пытался списываться с ними через «лицокнигу», писал им письма. Мне отвечали, но сказать как и когда точно работает музей, не смогли. Мол, всегда по-разному. А у нас в Ике было всего три дня. Учитывая, что один день планировалось полностью посвятить Наске, что неподалеку, то и вовсе два. Но нам повезло.
Вернувшись в обед из Паракаса, мы отправились прямиком на «Пласа де Армас» — как называется любая центральная площадь любого перуанского города. Именно здесь, в старом, ещё колониальных времён здании, располагается сам музей. Вообще вид у него крайне потрёпанный. Возле стен стояли какие-то мешки, на доме рядом красовалась огромная трещина… Виной всему нередкие сильные землетрясения.
На входе музей, а вернее сказать, склад казался пустым. Кроме нас, из посетителей был только один чех, также очень желавший увидеть своими глазами то, что кто-то считает подделкой, а кто-то не может понять, как вообще это явление может уместиться в нашей истории.
Музей был открыт и закрыт одновременно. Мы постучали. К нам вышла консьержка. Пообещала узнать, сможет ли приехать директор, чтобы провести нам экскурсию. Без директора внутрь никого не пускали. Ответ был положительным. И пока мы ждали наследника доктора Хавьера Кабреры — человека, который и собрал эту удивительную коллекцию, я немного расскажу, что вообще это за явление такое.
О коллекции гравированных камней Ики в Перу стало широко известно в начале 60-ых годов XX века. Доктор Хавьер Кабрера был прямым потомком испанского конкистадора, основавшего город Ика во второй половине XVI века. Сам Хавьер Кабрера являлся профессором медицины и деканом медицинского факультета в университете Лимы. А заодно и основателем медицинской школы в Национальном университете Ики.
В условиях бедности крестьянского населения Ики, за медицинские услуги, которые перуанцы получали от Кабреры, они иногда расплачивались с ним артефактами, изъятыми из индейских захоронений и раскопов. Чёрная археология в Южной Америке и, в частности, в Перу — дело обычное. И не занимается этим, пожалуй, разве что ленивый. Среди прочего, к доктору стали попадать гравированные камни с различными изображениями жизни и быта индейцев. Камни были выполнены в трех техниках: гравировка, низкий рельеф, когда рисунок как бы выступает над поверхностью камня, и смешанный вариант.
За время своей деятельности Кабрера собрал коллекцию из 11000 камней. По некоторым данным, сейчас, включая музейные и частные коллекции, их число может доходить до 14-15 тысяч экземпляров. Сам Кабрера написал о своём изучении этого феномена книгу, а в частных беседах утверждал, что камней может быть значительно больше — до 50 тысяч. Но подтверждений этому пока нет. Впрочем, и 11 тысяч — это огромное число артефактов.
Итак, в чём нюанс. Большинство камней показывают быт индейцев и некоторых представителей флоры и фауны Перу, ну и всякие интимные сцены, что для индейцев тоже было нормой, как я уже писал в предыдущих материалах. Отличие лишь в том, что головы человечков в пропорции выглядят больше, чем у обычных людей. Но это можно отнести чисто к стилистике.
Вопросы появляются там, где на камнях изображены ископаемые для Южной Америки виды животных. Например, гигантский ленивец. Дальше больше — например, кенгуру и олени. Все они вымерли до появления человека в Южной Америке.
А ещё там есть лошади. Которые также вымерли, и были завезены вновь лишь с приходом испанцев. А вот дальше начинается лютый сюр. Странные операции, символическое изображение полётов над землёй, наблюдение за звездным небом через аналог телескопа или подзорной трубы и…
динозавры.
И не просто так динозавры, а во взаимодействии с человеком! Люди охотятся на них, ездят верхом, используют в качестве домашних животных. А иногда — становятся жертвами древних ящеров.
Там вообще много всего интересного, например, что некоторые динозавры вскармливают своих детёнышей так, как это делают млекопитающие… Какие-то материки непонятные… В общем, ощущение полного безумия.
Неудивительно, что коллекцию ещё в 1970-ых годах объявили подделкой. И вроде даже нашли крестьян, которые признались, что занимались этим безобразием. По идее, вопрос должен был быть закрыт. Но Кабрера не унимался и продолжал настаивать на аутентичности артефактов, отправляя их на различные исследования.
Сказать по-правде, у доктора были основания для таких утверждений. Дело в том, что камни очень разные. Есть маленькие, размером несколько сантиметров. А есть огромные — до полутонны весом. Причём, чем больше камень, тем качественнее сделан рисунок. И как раз техника низкого рельефа, в основном, использована именно на больших камнях. Но интересней другое. Камни до сих пор находят в захоронениях. В неразграбленных. То есть, камни там лежат вместе с золотыми артефактами. Возникает вопрос, зачем бедным крестьянам, создавать подобную мистификацию, подкладывая камни в могильники, но не забирая оттуда золото? Это если про логику.
А если про факты — на многих из тех камней, что были отправлены на экспертизы, в разрезах от рисунков находился слой патины, что прямо намекает на солидный возраст артефактов. Не удавалось воссоздать рисунки и при помощи элементарных инструментов. В заключении было сказано, что рисунки выполнялись чем-то, похожим на фрезу бормашины. И это был ещё один мощный аргумент в пользу фальсификации.
Оставалось только понять, как в перуанской глубинке в середине XX века удалось организовать массовое производство поддельных каменных артефактов с весьма странной для того времени спецификой. Например, изготовители должны были быть осведомлены в вопросах палеонтологии, а заодно, зачем верующим христианам изображать очень откровенные любовные сцены индейцев, включая совсем нетрадиционные. И это в то время, когда за однополые связи подвергали обструкции, в лучшем случае. Иногда вообще сажали, а где-то могли грохнуть. А на камнях эти сцены есть. И опять же, для кого это? Для туристов из Штатов. Но описанное выше неприятие подобных отношений в Штатах было крайне жёстким.
Не всё так просто и с палеонтологией. Например, у зауроподовых динозавров на спине нарисованы пластины. И это также было аргументов в пользу фальшивки. Но в конце XX века, то есть много позже появления камней в информационном поле, оказалось, что некоторые зауроподы, действительно, имели на спине пластины. Только кожистые. И поэтому долгое время их не могли обнаружить. Некоторые палеонтологи сейчас осторожно предполагают, что отдельные виды динозавров действительно могли вскармливать молодняк неким аналогом молока, как это делают птицы. Есть там и ещё странные палеонтологические нюансы, говорящие о том, что изготовители были провидцами… Или просто знали, что делают.
Тем временем, пришёл директор музея. Отвёл нас в свой кабинет и рассказал историю своего отца и сбора коллекции. Я не буду тут приводить его точку зрения, но она весьма интересна. Там же, в кабинете, кроме десятков камней, были и золотые «самолётики» из Колумбии. Но это отдельная тема, о которой будет смысл рассказывать, если я доеду до Колумбии.
Вопреки ожиданиям, после окончания лекции, с нами не попрощались, а повели в соседнюю часть здания. И вот там-то и был настоящий склад. Камней сотни, а может и тысячи. Заходишь, глаза разбегаются. В основном, взгляд улавливал только большие экземпляры. Опять же, у директора музея есть свои интерпретации некоторых картин, которые мне показались натянутыми. Впрочем, это не отменяет того, что музей поражает. И это, пожалуй, был первый раз, когда я смотрел «вживую» на что-то и не мог понять сплю я или нет. Большинство этих камней настолько не укладываются в привычное нами понимание прошлого Южной Америки и человека вообще, что невольно начинаешь задумываться, происходит ли это наяву.
Я не знаю, является ли коллекция аутентичной или это всё же подделка. Если второе, то нужно признать, что хитрые перуанские крестьяне провернули настоящую спецоперацию и обвели вокруг пальца немало людей, включая учёных, исследовавших артефакты.
Среди камней точно есть подделки. Это видно невооруженным глазом. Пожалуй, их даже не мало. Рисунки зачастую просто нацарапаны. И чаще всего именно на мелких камнях. Особенно сильный контраст именно с техникой низкого рельефа на валунах по 100 кг и больше.
Лет десять назад несколько камней Ики из частных коллекций выставлялись в Дарвиновском музее в Москве. Там же висел отчёт академии наук СССР об их исследовании. В заключении говорилось то, что, мол, нет сомнения в том, что камни являются подделкой, так как изображенные на них картины (а там тоже были динозавры с людьми) не имеют ничего общего с действительностью и противоречат сегодняшним знаниям о развитии животного мира на планете. Однако остаётся невыясненным то, каким образом удалось воспроизвести слои патины в рисунках, а также непонятно, чем именно эти рисунки наносились. Но явно не вручную.
Не скажу, что близко к тексту, но суть была именно такой.
И в качестве заключения, забегая немного вперёд.
Сцены на камнях, которые вызывают основные споры, относятся только, примерно, к 10-15% всей коллекции. Не будь их, камни бы точно считались оригинальными. Подтверждение этому мы встретили на следующий день в муниципальном музее Наски, где на одной из витрин лежал камень Ики с изображением ламы. Подпись на карточке говорила, что артефакт подлинный.
Вот такая история. (С. Дешевой)
Авторы фото: Ирина Шевченко и Сергей Дешевой.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ