Мощный программный инструмент, способный точно моделировать процесс захвата света камерами, может сделать разработку новых систем космической визуализации доступной для всех.
Доктор Джордж Брайден из Университета Глазго разработал инструмент с открытым исходным кодом под названием SIMply. Он доступен для бесплатной загрузки в репозитории GitHub.
Цель SIMply — предоставить ученым и инженерам доступ к сложному моделированию изображений, которое ранее было привилегией крупных корпораций или научных организаций с доступом к специализированному ПО.
Инструмент способен виртуально воссоздавать взаимодействие света, поверхностей, линз и сенсоров, демонстрируя возможности различных камер. Это позволяет тестировать прототипы до этапа аппаратной реализации.
Используя трассировку лучей и физическое моделирование, SIMply генерирует реалистичные сцены, учитывая шум сенсоров и особенности объективов — от простейших до панорамных.
В статье журнала Space: Science & Technology доктор Брайден подтвердил точность SIMply, сравнив симуляции с реальными снимками лунной поверхности, астероида Итокава и кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, сделанными космическими аппаратами.
Симуляции SIMply успешно повторили реальные фотографии миссии Rosetta (2007), в точности передав отражательную способность поверхности Луны и параметры камеры. «Идея родилась во время моей докторской, когда я понял, что открытых инструментов для моделирования камер нет», — пояснил Брайден.
Уже сегодня SIMply применяется в совместных проектах с геологами для разработки новых методов съемки планетарных поверхностей. Но потенциал инструмента выходит за рамки космоса: его можно адаптировать для создания камер беспилотных авто или систем отслеживания мяча в спорте.
С момента публикации SIMply привлек внимание стартапов и университетов по всему миру. Например, команда из Токийского технологического института использовала инструмент для проектирования компактной камеры кубсата, что сократило бюджет разработки на 40%. «Раньше мы полагались на дорогое коммерческое ПО, — делится инженер проекта Юки Танака. — Теперь мы можем экспериментировать свободнее».
В планах Брайдена — интеграция нейросетей для прогнозирования деградации сенсоров в условиях радиации и добавление поддержки мультиспектральных камер. Это откроет путь для моделирования миссий к Венере, где жара и давление требуют особого подхода к оптике.
«Открытый код — это не только доступность, но и совместная эволюция, — отмечает доктор Персо из Университета Глазго. — Уже пять разработчиков прислали пул-реквесты с улучшениями, включая модуль для AR-очков астронавтов».
Симулятор также тестируют в медицинской визуализации. Группа исследователей из Канады адаптирует его алгоритмы для микроскопов, работающих в невесомости. Это может ускорить диагностику заболеваний во время длительных космических миссий.
George Brydon, Image Simulation for Camera Development – Python Image Simulator for Planetary Exploration (SIMply), Space: Science & Technology (2025). DOI: 10.34133/space.0319
В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь:
Оставьте Комментарий