Споры вокруг шаттла Discovery: Законодательная битва за исторический артефакт
В крупный налогово-бюджетный законопроект, подписанный президентом Дональдом Трампом в прошлом месяце, была включена малоизвестная поправка о переносе легендарного шаттла Discovery из музея под Вашингтоном в Хьюстон. Однако эта инициатива столкнулась с юридическими и организационными препятствиями, а также с сопротивлением Смитсоновского института.
Смитсоновский институт, которому принадлежит шаттл, заявил, что Конгресс не имеет права распоряжаться имуществом музея, даже несмотря на его частичное федеральное финансирование. «Discovery передан нам NASA в 2012 году на условиях безвозмездного пользования для народа США. Он стал одним из ключевых экспонатов, который ежегодно привлекает миллионы посетителей», — подчеркнули в заявлении для агентства AFP.
Идея переместить Discovery возникла в апреле, когда сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин, готовящийся к сложным праймериз против генерального прокурора штата Кена Пакстона, предложил «Закон о возвращении шаттла домой». Изначально законопроект застопорился, но позже был включён в масштабный пакет Трампа, подписанный 4 июля. На реализацию выделено $85 млн, хотя независимые эксперты оценивают стоимость перевозки в $325 млн, а логистику называют «практически невыполнимой».
Конец эпохи и начало противостояния
Программа шаттлов завершилась в 2011 году, а четыре уцелевших корабля — Atlantis, Endeavour, Enterprise и Discovery — распределили между музеями Флориды, Калифорнии, Нью-Йорка и Вирджинии. Discovery, самый активный из шаттлов, оказался в пригороде Вашингтона. В то время Хьюстон, где находится Космический центр имени Джонсона, отвечающий за пилотируемые полёты NASA, почувствовал себя обделённым. Возникали даже слухи о политическом вмешательстве администрации Обамы, хотя расследование не подтвердило нарушений.
Сегодня перевозка Discovery представляет собой гигантскую проблему. Специальные Boeing 747, адаптированные для перелётов шаттлов, больше не доступны. Остаётся только наземный или речной транспорт, но ближайшая судоходная точка реки Потомак находится в 50 км от музея, а глубина может быть недостаточной для баржи. Альтернатива — построить новое судно, что резко увеличит расходы. Бывший инженер NASA Деннис Дженкинс оценивает общие затраты в $1 млрд.
Юридические риски
Адвокат Николас О’Доннелл, специалист по музейному праву, считает, что у федерального правительства нет полномочий приказывать Смитсоновскому институту. «Если только не задействовать право принудительного выкупа, но тогда придётся компенсировать рыночную стоимость шаттла — а это сотни миллионов», — пояснил он. При этом музей, зависящий от федерального финансирования, может оказаться под политическим давлением.
Пока администратор NASA (и.о. Шон Даффи) должен до конца недели определиться с выбором «космического аппарата» для перемещения. Но Смитсоновский институт намерен отстаивать свои права, а общественность разделилась: для одних шаттл — сим宇航ки, для других — инструмент политических игр.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.