Starship: десятый полет и растущие риски лунной гонки
Огромная ракета Starship компании SpaceX стартовала с базы Starbase в Техасе, успешно совершив свой десятый испытательный полет. Вид с острова Саут-Падре, 26 августа 2025 года, запечатлел мощный взлёт самого большого и мощного ракетоносителя в мире.
Несмотря на этот успех, на фоне очередного готовящегося испытательного полета нарастает беспокойство по поводу того, что Илон Маск пообещал больше, чем его компания способна выполнить в срок, особенно в свете обязательств перед NASA по лунной программе и его собственных амбиций по колонизации Марса.
Американское космическое агентство планирует использовать Starship в качестве посадочного модуля для возвращения астронавтов на Луну в рамках программы «Артемида». Однако сроки поджимают: Китай активно развивает собственную rival-программу, целью которой является высадка человека на Луну не позднее 2030 года.
Второй срок президентства Дональда Трампа ознаменовался усилением давления на NASA с требованием ускорить прогресс, и Starship является ключевым элементом этих усилий. Компания Маска имеет многомиллиардный федеральный контракт на разработку модифицированной версии Starship для высадки на Луну. Пилотируемая миссия «Артемида III» запланирована на середину 2027 года, но, по данным Space Policy Online, консультативный совет по безопасности NASA предупредил, что она может опоздать на «годы».
«Вторая космическая гонка» и технические вызовы
Исполняющий обязанности администратора NASA Шон Даффи настаивает на том, что США выиграют «вторую космическую гонку», заявив, что «Америка лидировала в космосе в прошлом и будет лидировать в будущем», и отвергнув предположения, что Китай может достичь Луны первым.
Однако за видимым прогрессом скрываются серьёзные технические препятствия. Илон Маск признал, что разработка полностью многоразового орбитального теплового щита является сложнейшей задачей, отметив, что восстановление теплозащиты Space Shuttle между полётами занимало девять месяцев.
Другим ключевым и до сих пор не испытанным на практике барьером является дозаправка Starship на орбите сверхохлаждённым топливом — необходимый шаг для выполнения миссий в дальний космос. Консультативный совет по аэрокосмической безопасности NASA подчеркивает «угрозы», связанные с обеспечением этой жизненно важной операции, а его член Пол Хилл заявил, что график «значительно нарушен».
Между взрывами и успехами
История испытаний Starships — это череда зрелищных прорывов и столь же зрелищных неудач. Предыдущие полёты массивной ракеты неоднократно заканчивались взрывами её верхней ступени — дважды над Карибским морем и один раз после выхода в космос. В июне верхняя ступень и вовсе взорвалась во время наземных испытаний.
Однако успешный полет в августе стал переломным моментом: SpaceX впервые удалось развернуть восемь макетов интернет-спутников Starlink, а камеры на борту транслировали видеозапись работы роботизированного механизма, поочерёдно выводящего их на орбиту.
Будущее на кону
Таким образом, каждый следующий полет Starship — это не просто инженерный тест. Это шаг в глобальной геополитической гонке и проверка осуществимости самых смелых космических visions человечества. Способность SpaceX оперативно решать сложнейшие технические проблемы определит не только исход лунной программы США, но и то, увидим ли мы людей на Марсе в обозримом будущем. Успех компании стал бы триумфом частной космонавтики, а задержки могут отдать инициативу в руки государственных конкурентов и надолго затормозить исследование дальнего космоса.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.