Жертвенник Мира: Символика и Значение
Жертвенник Мира в Риме, построенный в первой половине правления Августа, является великолепной архитектурной конструкцией, известной своей красотой и культурным влиянием. Высотой почти 10 метров и выполненный из чистого каррарского мрамора, панели жертвенника украшены сложными фризами, возвещающими о наступлении Pax Romana. На нем изображены родина Ромула и Рема, sacrifices Энея богам, грандиозная имперская процессия и «вьющиеся растения, вырастающие из широких аканфовых чашечек в древовидные формы», как говорит один из самых известных интерпретаторов памятника, Павел Цанкер. Существует и множество тайн. На мраморной панели слева от заднего входа находится божественная фигура, чью личность ведутся споры. Очевидно, что это богиня, но какая именно? Её сопровождают две другие женские божества. Кто они? И какое значение имеет собрание священных объектов вокруг них? Ответы, как оказывается, заключаются в том, как римляне понимали концепции времени и природы.

Анализ Цанкера жертвенника отражает напряжение между образами природного изобилия и ощущением тщательно продуманного дизайна — желанием архитектора передать «модель идеального порядка», как он говорит в своей книге Сила образов в эпоху Августа (1988). Рядом с жертвенником находился обелиск — трофей римской имперской экспансии в Египте. Кажется, он выполнял функцию монументальных часов или гномона, отбрасывая тени на солнечные часы (соларий), на котором он располагался. Археологические находки Эдмунда Бухнера в 1970-х годах показывают, что Этесийские ветры (сухие и северные, с Эгейского моря) и знаки зодиака были обозначены на греческом языке в точках, куда падала тень гномона. В самом деле, идеальный порядок.
Жертвенник Мира стал центром обширной строительной программы, инициированной императором Августом в I тысячелетии до нашей эры. Историки Светоний и Касий Дио сообщают, что ближе к концу своего правления Август сказал, что он нашел Рим из кирпича и оставил его из мрамора. В своем собственном грандиозном отчете о достижениях, Res Gestae Divi Augusti, Август утверждал, что восстановил 82 храма. Такие структуры и образы играли жизненно важную роль в закреплении статуса Августа в качестве императора, когда воспоминания о Республике все еще были свежи. Прежде всего, Жертвенник Мира подчеркивал его уникальные отношения с римским народом и космическим временем, как заметил историк Пол Рехак в Империя и Космос: Август и Северный Кампус Мартия (2006).
Духовные и политические аспекты
Жертвенник Мира был заказан римским сенатом в 13 году до нашей эры, что совпало с возвращением Августа из военных кампаний в Галлии и Испании, которые завершили трехлетнюю войну. После освещения жертвенника Август был избран Понтифексом Максимусом, верховным жрецом, поэтому не удивительно, что одна из процессуальных сцен на жертвеннике изображает его в окружении Весталки и членов древних коллегий жрецов. Эти скульптурные рельефы передают послание о том, что Август теперь контролирует как духовную, так и политическую сферы римской власти.
Каковы могут быть духовные и политические последствия нашей загадочной богини, вознесенной среди пейзажа, насыщенного образами природного мира, олицетворяющей красоту и плодовитость? Некоторые исследователи считают её Венерой, матерью основателя Рима Энея, или же Теллой, богиней Земли. Однако вероятный ответ заключается в том, что она является Паксом, олицетворением качества, которое Август стремился продвигать на протяжении своего владычества: мира. В греческой мифологии, истоке римской культуры, Мир, или Эйрена, была одной из трёх богинь, известных как Хора, или Часы. В их ранней интерпретации, как записано эпическим поэтом Гесиодом в его Теогонии, Эйрена была сестрой Порядка и Справедливости. Когда Хора позже эволюционировали в классические Сезоны – мифические олицетворения нашей весны, лета, осени и зимы, эти сестры стали синонимами роста, плодовитости и циклического прохождения времени.
Если скульптура Мира и её свиты действительно является изображением природного мира, управляемого временами года, то это далеко не типично для своего времени. Римляне привыкли видеть стереотипные образы мифических сезонов, особенно в мозаиках, как женских божеств, обычно четырёх и идентифицируемых по стандартным мотивам. Однако панель Мира представляет симфонию сезонных референций. Мира сама изображена как «богиня всех сезонов». Её обстановка среди небесных и земных элементов подчеркивает идею Августа как «господина сезонов». Её скульптурные атрибуты состоят из венка из цветов и листьев; фона из маков и зерна; близнецов на её коленях, один из которых сидит на её колене, а другой у неё на бедре и оба тянутся к её груди; коровы и овцы у её ног, ожидающие жертвы; цветы и фрукты, такие как яблоко, виноград и гранат, также на её коленях. Сцена наполнена чувством плодовитости.
Таким образом, Жертвенник Мира не только олицетворяет политическое могущество Августа, но и передает глубокую идею природного порядка и единства с ним, что является важным уроком для общественного сознания.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.