Испытание на прочность: новая ступень Starship V3 получила повреждения до первого полета
Первый же день испытаний новой, третьей версии (V3) сверхтяжелой ракеты Starship компании SpaceX завершился серьезными повреждениями конструкции. Это происшествие может замедлить набранный темп разработки и вызвать новые вопросы у ключевого заказчика — NASA.
В среду, 20 ноября, ускоритель «Бустер 18» — первая ступень новой версии ракеты — был установлен на испытательный стенд на объекте SpaceX Starbase в Южном Техасе. Компания объявила, что первые тесты будут проверять работоспособность redesigned propellant systems и структурную прочность конструкции. Однако уже к утру четверга нижняя часть гигантской стальной ступени оказалась серьезно помята, напоминая пустую алюминиевую банку.
Фотографию повреждений опубликовал в социальной сети X обозреватель Starship Gazer. Визуально версии V2 и V3 очень похожи, однако новая ступень стала выше на 1,5 метра и получила ряд ключевых усовершенствований: интегрированное «горячее» кольцо разделения ступеней, более мощные двигатели Raptor 3 и увеличенные на 50% аэродинамические рули. Именно эти нововведения, по-видимому, и должны были проверить инженеры.
Испытания, судя по всему, выявили критические слабые места в конструкции, не выдержавшей нагрузок. Этот инцидент стал неожиданностью после серии успешных полетов предыдущей версии, V2, два последних запуска которой в августе и октябре этого года были признаны полностью успешными. Тогда SpaceX впервые удалось не только мягко вернуть обе ступени в океан, но и развернуть полезную нагрузку.


Новый провал на земле ставит под сомнение амбициозные графики SpaceX и вызывает законную тревогу у ее главного партнера — NASA. Агентство рассчитывает использовать Starship в качестве лунного посадочного модуля в рамках миссии «Артемида-3», запланированной на 2027 год. Однако даже до этого инцидента внутренние оценки SpaceX сдвигали эти сроки как минимум на 2028 год.
Бывший администратор NASA Джим Брайденстайн уже критиковал архитектуру Starship, указывая на огромный объем работ, который предстоит выполнить перед сертификацией корабля для посадки на Луну. Ключевыми и до сих пор не продемонстрированными этапами являются:
-
Дозаправка на орбите: Для полета к Луне потребуется заправить лунный модуль в космосе, что, по разным оценкам, может потребовать от 10 до 20 дополнительных пусков Starship только для одной миссии.
-
Беспилотная посадка на Луну: SpaceX еще предстоит доказать, что Starship способен совершить мягкую посадку на лунную поверхность.
Теперь, после повреждения «Бустера 18», эти глобальные задачи отходят на второй план. В первую очередь инженерам SpaceX предстоит разобраться, как безопасно заправлять и испытывать новую, более крупную ступень на земле, чтобы она не деформировалась под давлением. Успех этого расследования определит, сколько времени потребуется на доводку V3 и как скоро NASA может начать рассматривать альтернативные варианты для высадки астронавтов.
В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь:
