Американский аэрокосмический гигант Boeing столкнулся с новым серьезным сокращением своей космической программы. NASA объявило о пересмотре контракта на доставку астронавтов к Международной космической станции (МКС), согласно которому число запланированных пилотируемых полетов корабля Starliner будет уменьшено.
В заявлении, распространенном в понедельник, космическое агентство сообщило, что следующий полет Starliner к МКС, получивший название Starliner-1, будет исключительно грузовым и состоится не ранее апреля 2026 года. Этот рейс планируется использовать для доставки необходимых запасов на орбитальную лабораторию, а также для проверки в реальном полете модернизированных систем корабля.
Более существенным изменением стало решение сократить количество обязательных пилотируемых миссий Starliner по меньшей мере на два рейса. Вместо первоначально запланированных шести ротационных полетов с экипажем, Boeing теперь должна выполнить до четырех таких миссий. Оставшиеся два полета остаются в качестве опциона, который NASA может задействовать по своему усмотрению. Данное соглашение было заключено в рамках контракта на 4,2 миллиарда долларов, подписанного в 2014 году.
Это решение стало следствием череды проблем и задержек, преследующих программу Starliner. Кульминацией неудач стал первый пилотируемый испытательный полет (Crew Flight Test) в 2024 году. Хотя корабль успешно стартовал с астронавтами NASA Батчем Уилмором и Сунитой Уильямс на борту и достиг МКС, возвращение на нем было признано небезопасным из-за проблем с двигательной установкой. В результате астронавты провели в космосе более девяти месяцев вместо запланированных 10 дней, ожидая возвращения на корабле конкурента — Dragon от компании SpaceX. Сам Starliner совершил беспилотную посадку в сентябре 2024 года, а его экипаж вернулся на Землю только в марте 2025-го.
История задержек Starliner насчитывает годы: первый беспилотный test flight в декабре 2019 года не смог состыковаться с МКС по плану, что привело к необходимости второго беспилотного полета в мае 2022 года и, в конечном счете, к печально известному пилотируемому полету в 2024 году.
На фоне этих событий позиции основного конкурента Boeing, компании SpaceX, лишь укрепляются. В то время как Starliner все еще не сертифицирован для регулярных полетов, корабль Crew Dragon уже несколько лет надежно доставляет астронавтов на МКС. Такая зависимость NASA от единственного подрядчика создает риски для программы снабжения станции, но при этом демонстрирует эффективность модели коммерческого партнерства, когда частная компания смогла обойти традиционного гиганта аэрокосмической отрасли.
Стив Стич, менеджер программы NASA Commercial Crew, заявил, что текущие изменения позволят агентству и Boeing сосредоточиться на безопасной сертификации системы к 2026 году. Однако с планируемым выводом МКС из эксплуатации в 2030 году временное окно для того, чтобы Starliner наверстал упущенное и доказал свою надежность, стремительно закрывается. Оставшиеся годы работы станции будут расписаны с учетом регулярных полетов Dragon, и втиснуться в это расписание будет непросто. Нынешнее решение о грузовом полете и сокращении миссий выглядит как суровая, но прагматичная оценка реальных возможностей Boeing на фоне многолетних технических трудностей и сжавающихся сроков.
В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь:





Оставьте Комментарий