Лунные пробки: Почему космическое пространство вокруг Луны стало новой проблемой для человечества
Интерес к Луне достиг невиданного ранее уровня: только за последние два года было совершено 12 попыток запуска миссий к спутнику, причем почти половину из них организовали частные компании. На фоне этой растущей активности остро встает вопрос координации и безопасности, который лишь кажется преждевременным.
На первый взгляд, поводов для беспокойства нет. В ближайшие годы к Луне планируется от 10 до 20 миссий — несопоставимо мало по сравнению с тысячами спутников на земной орбите. Кроме того, цислюнное пространство (область между Землей и Луной) колоссально по своим размерам — его объем в 2000 раз превышает пространство near-Earth orbit.

Однако эта кажущаяся необъятность обманчива. Подавляющее большинство миссий стремится занять ограниченный набор стабильных орбит вокруг Луны, что резко повышает риск «пробок» в ключевых точках. Усугубляет ситуацию и тот факт, что существующие наземные системы слежения зачастую неспособны reliably отслеживать объекты на таком удалении от Земли, отчасти из-за помех, создаваемых бликами от самой Луны.
Сочетание этой неопределенности с огромной стоимостью лунных миссий заставляет операторов перестраховываться: они выполняют маневры уклонения даже при крайне низком расчетном риске столкновения.
Наше междисциплинарное исследование, объединяющее экспертов в области космической политики и астродинамики и опубликованное в марте 2025 года в Journal of Spacecraft and Rockets, показывает, что проблема назревает гораздо быстрее, чем принято считать. Моделирование демонстрирует: при наличии всего 50 спутников на лунной орбите, каждому из них в среднем потребуется выполнять до четырех маневров уклонения в год. Это приводит к значительному расходу топлива и может нарушить выполнение научных задач. Учитывая текущие темпы, такое количество аппаратов может оказаться на лунной орбите уже в течение следующего десятилетия.
Практика подтверждает наши выводы. Например, Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила, что за четыре года ее аппарат «Чандраян-2» трижды совершал маневры уклонения, несмотря на то, что в то время вокруг Луны работали всего шесть космических кораблей.
Безопасность и национальные интересы
Проблема мониторинга цислюнного пространства выходит за рамки гражданской безопасности. Ряд стран обладает противоспутниковым оружием, и в экспертной среде существуют опасения, что космические аппараты двойного назначения могут размещаться вблизи Луны, чтобы оставаться незамеченными. В связи с этим Развитие «осведомленности о космической обстановке в цислюнном пространстве» (cislunar space domain awareness) становится приоритетом для национальной безопасности, в частности, для Космических сил США, которые уже рассматривают этот регион в качестве потенциальной сферы интересов.
На пути к решению: координация и новые технологии
Решение формирующегося кризиса требует комплексного подхода.
- 
Технологии мониторинга. Уже ведутся активные разработки в этой области. Программа ВВС США «Oracle» нацелена на создание систем для улучшения наблюдения за цислюнным пространством. Первый спутник этой системы планируется запустить в 2027 году и разместить в точке Лагранжа между Землей и Луной, откуда он сможет обнаруживать объекты, невидимые с Земли. 
- 
Международная координация. Улучшение мониторинга — лишь половина дела. Все участники лунной гонки — государства и частные компании — должны делиться данными о местоположении своих аппаратов. Программа NASA по отслеживанию и оценке лунного трафика уже работает в этом направлении, идентифицируя потенциально опасные сближения на основе данных операторов. В будущем эта информация будет дополняться данными с таких систем, как «Oracle». 
- 
Преодоление правового вакуума. Действующий Договор по космосу обязывает страны избегать вредоносного вмешательства в деятельность друг друга, но не предлагает конкретных механизмов для этого. Осознавая пробел, Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях в феврале 2025 года создал рабочую группу для решения вопросов координации на Луне. 
С увеличением числа государственных и коммерческих миссий, а также в преддверии планируемой на начало 2026 года высадки астронавтов NASA по программе «Артемида», международное сотрудничество в области управления лунным движением становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Луна перестала быть далекой целью и превратилась в оживленный перекресток, требующий общих правил дорожного движения для защиты интересов всего человечества. Будущее лунных исследований зависит от того, сможем ли мы договориться об этих правилах уже сегодня.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
 
		 	 
		 	 
		 	