Навстречу звездам без топлива: Как новые двигатели изменят космические путешествия
Более столетия ракетные двигатели следовали простому принципу: сжечь топливо, выбросить его назад, и по третьему закону Ньютона ты получишь движение вперед. С тех пор, как Константин Циолковский сформулировал свое знаменитое уравнение в 1903 году, космические аппараты вынуждены были брать топливо с собой. Это создавало жесткие ограничения, известные как «цикл Циолковского»: чем больше топлива, тем тяжелее ракета, а для ее разгона требуется еще больше топлива. Этот порочный круг делал межзвездные путешествия практически недостижимой мечтой. Но что, если космическому кораблю вообще не нужно брать с собой топливо?

Именно эту захватывающую возможность исследует новое комплексное исследование, размещенное на сервере препринтов arXiv. В нем рассматриваются методы безтопливной двигательной установки для исследования космоса. Такие системы используют природные силы и внешние источники энергии вместо химического сгорания, что потенциально открывает путь для миссий, совершенно невозможных с обычными ракетами.
Простейший безтопливный метод десятилетиями используется в космических аппаратах — это гравитационный маневр. Рассчитав точное время сближения с планетой, инженеры могут «украсть» крошечную часть орбитального момента небесного тела, разогнав аппарат без единой капли топлива. Зонды «Вояджер» использовали этот метод, чтобы посетить все четыре планеты-гиганта. Техника блестяще работает, но для нее нужны планеты в строго определенных позициях, что делает окна для миссий редкими, а траектории — негибкими.
Солнечные паруса предлагают более непрерывное и удобное движение, используя давление солнечного света. Эти гигантские мембраны отражают фотоны, создавая тягу, и хотя ускорение очень малое, оно действует постоянно. Японский зонд IKAROS продемонстрировал эту технологию в 2010 году, успешно долетев до Венеры только на солнечном свету. Однако солнечные паруса требуют создания огромных, тончайших конструкций, которые должны годами выдерживать суровые условия космоса, а их эффективность резко падает с удалением от Солнца.
Магнитные паруса используют другой подход: сверхпроводящие петли создают мощные магнитные поля, которые отклоняют солнечный ветер — поток заряженных частиц, постоянно исходящий от Солнца. Отталкиваясь от этой плазмы, магнитные паруса создают тягу без расхода топлива. Они потенциально предлагают лучшее ускорение, чем солнечные паруса, и не деградируют со временем. Подвох? Для создания необходимого магнитного поля требуются гигантские сверхпроводящие катушки радиусом до 50 километров, которые необходимо поддерживать при криогенных температурах. Технологий для создания и развертывания таких структур сегодня просто не существует.
Электрические паруса — более новая разновидность, использующая заряженные тросы вместо магнитных полей для отталкивания протонов солнечного ветра. Такие системы обещают сделать космический аппарат легче, чем в случае с магнитными парусами, но они также требуют развертывания чрезвычайно длинных, легких проводников и значительной электрической мощности для поддержания необходимого заряда.
Каждый безтопливный метод предлагает уникальные преимущества, но сталкивается с собственными инженерными проблемами. Гравитационные маневры работают уже сегодня, но требуют точных планетарных конфигураций. Солнечные паруса обеспечивают стабильную тягу, но нуждаются в массивных и хрупких конструкциях. Магнитные и электрические паруса избегают проблем деградации материалов, но опираются на технологии, которые еще только предстоит развить.
Обзор ясно дает понять, что ни один из подходов не является панацеей. Однако вместе они могут сформировать новый, комбинированный принцип исследования космоса. Представьте себе зонд будущего: он использует солнечный парус для разгона во внутренней Солнечной системе, совершает серию гравитационных маневров у Юпитера и Сатурна, а на границе гелиосферы разворачивает магнитный или электрический парус, чтобы продолжить путь в межзвездном пространстве, используя уже не солнечный свет, а поток звездного ветра от других звезд.
Развитие этих технологий знаменует собой фундаментальный сдвиг в космонавтике — переход от преодоления гравитации короткими, мощными импульсами к искусному и непрерывному «плаванию» по космическим течениям. Для по-настоящему амбициозных миссий, таких как путешествие к другой звезде, оставить топливные баки на Земле — это не просто преимущество. Возможно, это единственный возможный путь.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.