Sputnik: В 2019 году вы реализовали несколько проектов цифровой экономики для школьников и учителей. Какие результаты были достигнуты?
Маргарита Стоянова: Один из проектов — «Курс молодого инженера», онлайн-проект для школьников и учителей. Он состоит из трех основных блоков: 3D моделирование, робототехника, и цифровое материаловедение. На сегодняшний день в инженерном проекте задействовано более 6000 школьников из 30 разных стран, не только дети из стран СНГ.
На карте мы отметили страны, которые присоединились к нам: Исландия, Алжир и Австралия присоединились к нам. Здорово, что нам удалось так далеко перенести опыт и компетенции МГТУ, несмотря на территориальные границы и временные различия; для нас это было очень важно.
Еще один проект — международный хакатон Composite Battle International в формате виртуальной реальности, в котором приняли участие более 90 школьников со всего мира. Ребятам предстояло создать крыло самолета МС-21 из композитных материалов в виртуальной реальности, соблюдая правильную последовательность действий. Оценивались время выполнения и правильность действий. Победителем конкурса стал студент из Беларуси.
© Фото: предоставлено Дахиром Семеновым
Автопоезд, задуманный российским инженером Дахиром Семеновым, на оживленном перекрестке.
Sputnik: Какие проекты были запущены в 2020 году?
Маргарита Стоянова: В 2020 году нам удалось запустить квесты «Инженерное Рождество 2.0» в шести странах: Франции, Румынии, Болгарии, Италии, Бельгии и Сербии. Мы проводили инженерные мастерские к Новому году. Ребята сделали светящийся ночник на елку. Конечно, эта программа была рассчитана на младших школьников.
Следующий наш проект — выставка «Новые цифровые технологии в школе», которую посетили более тысячи человек. В прошлом году выставка проходила в Братиславе (Словакия) и Будапеште (Венгрия). Эксперты по цифровому миру, которые работают со школьниками, производят оборудование и накопили значительные компетенции в области инженерной подготовки в школе и университете, отправились туда, чтобы передать свой опыт, знания и навыки коллегам из Российских центров науки и культуры (РЦНК). .
Sputnik: Какие страны проявили наибольший интерес к машиностроению?
Маргарита Стоянова: Многие дети из Беларуси, Казахстана и Узбекистана обычно поступают. БМГТУ. Для нас было логично и очевидно, что спрос в этих странах будет достаточно высоким. Но в то же время было очень приятно видеть энтузиазм и искру интереса в странах, где мы не ожидали такой реакции, если честно — Словакии, Исландии, Алжире и Австралии.
Конечно, в этих странах не так много школьников, интересующихся инженерными и российскими вузами, как в странах СНГ; количество желающих более ограничено, где инженерное творчество и российские вузы, в том числе и МГТУ, не являются приоритетом. Но для нас очень важно найти этих способных детей и пробудить в них любовь к инженерному делу и ведущим университетам России.
Sputnik: Что вы думаете об интересе подростков к инженерному делу?
Маргарита Стоянова: С каждым годом интерес к технике только растет. Мы видим высокий спрос на сферы IT: искуственный интеллект, большие данные, программирование, робототехника и 3D моделирование. В то же время, поскольку мы обладаем значительными компетенциями в области материаловедения, нам очень приятно, что подростки начинают проявлять интерес к более узким специализациям и областям.
Сегодняшние рынки быстро растут; ощущается нехватка высококвалифицированных кадров. Обучая школьников, мы, с одной стороны, помогаем им определиться с будущей работой, а с другой — рассказываем им о разных видах работы.
© Sputnik / Нина Зотина
Вице-президент научно-образовательного комплекса МГТУ им. Н. Э. Баумана Маргарита Стоянова
Sputnik: Как пандемия коронавируса повлияла на ваши проекты?
Маргарита Стоянова: Онлайн-программа « Курс молодого инженера » пользовалась большим спросом во время реализации проекта в 2019 году, но мы отметили особый рост активности, когда мир столкнулся с пандемией коронавируса. Нам очень приятно, что курс оказался действительно полезным даже в пост-проектный период.
В марте мы планировали продолжить выставку «Новые цифровые технологии в школе», но нам пришлось скорректировать свои планы. Надеемся, что мы сможем провести выставки в РЦНК в Софии (Болгария) 22-24 октября и в Минске (Беларусь) 29-31 октября. Приглашаем всех заинтересованных учителей, студентов и школьников посетить наши выставки.
Во время пандемии мы провели несколько онлайн-семинаров по цифровому материаловедению, чтобы заинтересовать аудиторию и поддержать наших коллег, которые оказались в сложной ситуации.
Sputnik: Каковы ваши дальнейшие планы по развитию ваших проектов?
Маргарита Стоянова: Курс молодого инженера общедоступен, вы все еще можете его пройти. Интерес к этому проекту только растет, поэтому мы планируем поддерживать его в течение длительного времени. Что касается выставки, то сейчас мы занимаемся логистикой. Надеемся, что к концу года мы сможем это реализовать.
Также было бы интересно разработать онлайн-программы для детей младшего возраста в следующем году, если у нас будет такая возможность и проект будет поддерживаться Россотрудничеством. В России у нас очень большой опыт проведения онлайн- и офлайн-курсов для младших школьников, поэтому я хочу передать его миру и поделиться им с коллегами.
Кроме того, Евгений Примаков посетил МГТУ с официальным визитом. Предварительно мы договорились, что проектные центры Inginirium будут запущены на базе РЦНК и будут там работать. В настоящее время это просто идея, над которой мы активно работаем.
Кроме того, с помощью этих проектов нам удалось наладить очень тесное сотрудничество с Казахстаном. 17 сентября наша франшиза была запущена на базе университета в Алматы. Студенты уже начали работать с программами Inginirium онлайн под нашим руководством.