Boeing Starliner: следующий полет в 2026 году может быть беспилотным, заявляет NASA

Пока SpaceX готовится к 19-му запуску пилотируемого корабля Dragon, Boeing Starliner, завершивший лишь половину запланированной миссии с экипажем, остается в режиме доработок. Следующий старт Starliner запланирован не раньше 2026 года, и, по данным NASA, он может оказаться беспилотным.
На пресс-конференции, посвященной миссии SpaceX Crew-11, менеджер программы NASA Commercial Crew Стив Стич сообщил о прогрессе в восстановлении Starliner — второго коммерческого партнера агентства, который должен разделить обязанности по доставке астронавтов на МКС.
«Мы работаем над полетом Starliner в начале следующего года, а затем планируем регулярные ротационные миссии с экипажем не раньше конца 2025 года», — заявил он.
Проблемы возникли во время тестового полета Starliner (CFT) 5 июня 2024 года: при старте с мыса Канаверал были обнаружены утечки гелия и отказы двигателей. Несмотря на успешную стыковку с МКС, восьмидневная миссия растянулась на три месяца, и NASA решило вернуть корабль на Землю без экипажа в сентябре. Расследование показало, что причиной стали дефекты уплотнителей и перегрев двигателей. Сейчас Boeing тестирует новые материалы для герметизации и модернизирует систему охлаждения.
«Испытания проходят на полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Мы изучаем терморегуляцию модуля двигателей (“doghouse”) и добавляем тепловые экраны», — пояснил Стич. Однако даже после доработок NASA рассматривает вариант беспилотного запуска Starliner в 2026 году для проверки изменений.
Между тем SpaceX продолжает наращивать темпы. Миссия Crew-11 стартует 31 июля на корабле Dragon Endeavour — это будет его рекордный пятый полет. На борту — астронавты NASA Зена Кардман и Майкл Финк, японец Кимия Юи (JAXA) и россиянин Олег Платонов (Роскосмос). Они сменят экипаж Crew-10, который прибыл на МКС в марте. С 2020 года SpaceX доставила в космос 74 человека, включая астронавтов Boeing, вернувшихся на Dragon из-за проблем Starliner.
NASA изначально заказало у Boeing 6 миссий за $4.6 млрд, но из-за задержек компания пока не выполнила ни одной. SpaceX же готовится к 11-му полету по контракту. С учетом планов по сокращению числа запусков до двух в год и продлению миссий до 8 месяцев, Starliner рискует остаться без значимой роли до завершения работы МКС в 2030 году. Однако Стич не исключил, что корабли Boeing могут быть задействованы для поддержки новых коммерческих станций, таких как Axiom Space и Blue Origin.
Эксперты отмечают, что задержки Starliner поднимают вопросы о будущем Boeing в космической индустрии. «Каждый перенесенный старт — удар по репутации», — говорит Джонатан Макдауэлл, астрофизик Гарвардского университета. — SpaceX демонстрирует, что частные компании могут работать эффективно, но монополия опасна. NASA нужно вторые надежные “космические такси”».
Тем временем Boeing инвестирует в модернизацию производственных линий. Источники сообщают, что компания рассматривает возможность полного пересмотра конструкции Starliner, чтобы сократить риски в будущих миссиях. Однако это может привести к дополнительным задержкам и росту затрат, которые уже превысили первоначальный бюджет на $1.3 млрд.
Пока мир следит за Crew-11, в Boeing надеются, что уроки CFT помогут вернуть доверие. «Мы учимся на ошибках, — заявил представитель компании. — Наша цель — безопасность, даже если это требует времени». Остается открытым вопрос: успеет ли Starliner доказать свою надежность до завершения эры МКС?
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.