Дом Наука Бывший глава NASA призывает отказаться от программы Artemis в пользу нового плана возвращения на Луну
НаукаНовости

Бывший глава NASA призывает отказаться от программы Artemis в пользу нового плана возвращения на Луну

Поделитесь
Бывший глава NASA призывает отказаться от программы Artemis в пользу нового плана возвращения на Луну
Поделитесь

 

Бывший руководитель NASA Майкл Гриффин не стал выбирать выражения, оценивая нынешнюю американскую лунную программу Artemis в своих показаниях Конгрессу США.

Гриффин выступал вместе с другими экспертами на слушаниях, которые прошли в Вашингтоне в четверг, 4 декабря, в подкомитете по космосу и аэронавтике Палаты представителей США. Слушания под названием «Стратегические траектории: оценка роста Китая в космосе и рисков для лидерства США» были посвящены стремительному развитию космической программы Китая и его последствиям для многолетнего доминирования Америки в области исследования космоса.

И, согласно Гриффину и другим свидетелям, это доминирование может вскоре уступить Китаю из-за стратегических решений, которые продолжают преследовать программу «Артемида» — текущую запланированную NASA кампанию лунных миссий. «Придерживаться плана важно, когда план имеет смысл. Китай придерживается плана, который имеет смысл. Он, по сути, очень похож на то, что делали Соединенные Штаты по программе «Аполлон», — заявил Гриффин. — Мы же придерживаемся плана, который смысла не имеет».

Гриффин заявил, что NASA и две последовательные президентские администрации упорствовали в архитектуре лунной программы «Артемида», которая «не может работать» и «создает неприемлемый уровень риска для экипажа». Бывший глава NASA повторил свое предыдущее рекомендательное обращение к Конгрессу, утверждая, что миссию «Артемида-3», запланированную на 2027 год, следует отменить — вместе со всеми последующими миссиями «Артемиды» — чтобы NASA и правительство США могли переосмыслить весь план возвращения Америки на Луну.

«Нам нужно начать заново, действуя со всей возможной скоростью, — сказал Гриффин. — Мы потеряли много времени, и, возможно, не сможем вернуться на Луну раньше, чем Китай осуществит свою первую посадку. А может, и сможем; космос — это сложно, и, несмотря на прогресс Китая, успех миссии никому не гарантирован. Но даже если мы не выиграем этот первый этап, мы не можем отказываться от самой цели и оставлять игровое поле другим».

Нынешний план NASA и SpaceX для «Артемиды-3» и других лунных миссий программы полагается на сложную систему орбитальной дозаправки. Существующая архитектура посадки требует огромного количества запусков корабля SpaceX Starship для заправки лунного модуля, который доставит астронавтов NASA на поверхность. Точное число запусков до сих пор неизвестно, хотя SpaceX оценивает, что для полной заправки модуля может потребоваться 12 пусков Starship. Сама концепция также остается непроверенной; SpaceX намерена испытать систему дозаправки Starship в космосе во время одного из ближайших запусков.

Более того, добавил Гриффин, время, которое лунному модулю придется провести на орбите в ожидании запусков танкеров и стыковок с ними, «практически гарантирует», что топливо в его баках успеет выкипеть до начала миссии. «Я не вижу способа преодолеть эти проблемы с текущими технологиями, а потому нам не следует идти этим путем», — заявил Гриффин.

Прочитайте также  Ученые смоделировали масштабную катастрофу

 

Даже SpaceX, судя по всему, сомневается в текущей архитектуре «Артемиды». Во внутренних документах компании, полученных Politico, SpaceX оценивает сентябрь 2028 года как самый ранний возможный срок для первой попытки пилотируемой посадки на Луну; однако, согласно публичной информации, NASA по-прежнему нацелено на 2027 год.

Если «Артемида-3» будет отложена до конца 2028 года, промежуток между первыми тремя миссиями программы в среднем составит два года. Для сравнения, программа «Аполлон» запускала каждую из своих 11 миссий в среднем раз в 4,5 месяца в период с 1968 по 1972 год.

Действующий исполняющий обязанности администратора NASA даже критиковал SpaceX за отставание в разработке лунного модуля и корабля Starship. В октябре 2025 года временный глава NASA Шон Даффи предположил, что администрация Трампа может искать другие компании для конкурентной борьбы за создание следующего лунного модуля для NASA. «Президент и я хотим достичь Луны в сроки полномочий этого президента, поэтому я собираюсь пересмотреть контракт, — заявил Даффи CNBC. — Я позволю другим космическим компаниям, таким как Blue Origin, конкурировать со SpaceX».

Однако, возможно, именно такая программная нестабильность мешает Соединенным Штатам реализовать долгосрочную лунную программу, считает Дин Ченг, эксперт по Китаю из Института политических исследований Потомака. На слушаниях он заявил представителям Палаты, что бюрократическая структура китайского правительства позволяет стране придерживаться планов на более длительные сроки, чем это возможно в американской системе. «Китай составляет план и придерживается его десятилетиями, — сказал Ченг. — И выгода здесь — в стабильности программы, бюджета и кадров».

Тем временем NASA переживает период потрясений, в ходе которого ключевые научные объекты теряют возможности, многие флагманские научные миссии оказались под угрозой отмены из-за сокращения бюджета, а тысячи сотрудников были уволены в рамках федерального сокращения штата.

Но независимо от того, вернутся ли США на Луну раньше Китая, бывший глава NASA Гриффин заявил, что настоящий риск заключается в «неспособности понять, что на самом деле означает победа в долгосрочной перспективе». Многие официальные лица правительства США подчеркивают, что та страна, которая первой сможет создать устойчивое присутствие на Луне, получит привилегию устанавливать нормы доступа других стран к лунным ресурсам и их использования. Если Китаю удастся закрепиться на Луне раньше США, он сможет диктовать, кто и как в будущем сможет использовать определенные районы спутника.

«Я уверен, что Китай это прекрасно понимает», — заключил Гриффин.


В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь:


Оставьте Комментарий

Добавить комментарий