Чудовища и границы человечности: размышления о природе и идентичности

На краю городка Инсбрук в Австрии расположился Schloss Ambras — ренессансный дворец с средневековыми корнями. Теперь это музейный комплекс с садами, охраняемыми павлинами, в котором находится большой зал, заполненный тем, что посетители XVI века называли чудесами и редкостями.

На стене выстроилась ряд портретов различных людей: гигант, два карлика, человек с врожденными проблемами суставов, мужчина с пробитым глазом от копья, Vlad III, известный как Țepeș или Дракул (правитель Валахии XV века, ставший прообразом персонажа Брэма Стокера в романе «Дракула»), и четыре члена семьи Гонсалвус, чей отец Петр и множество детей были так волосаты, что некоторых передавали в дар от одной аристократической семьи к другой и изучали медиками ради «науки».

Для художников, врачей, естествоиспытателей и коллекционеров XVI века, эти необычно одаренные индивиды представляли собой людей на краю нормы. Люди с необычными физическими данными или образом жизни регулярно появлялись в коллекциях, произведениях искусства и манускриптах, посвященных тем, что тогда называли «чудовищами». Библиотеки XVI и XVII века содержали такие книги, как «О чудовищах и чудесах» Амбруаза Паре (1573) и «История чудовищ» Улисса Альдрованди (1642), в которых среди множества человеческих существ встречались и они.

Чудовища и границы человечности: размышления о природе и идентичности

Монстрафикация: что это значит?

Монстрафикация — это любой способ показать, что индивид или группа нарушили категорию «нормального» человека через их тела, умы или культуру. История демонстрирует долгую существующую границу между категориями человека и чудовища. Эта граница проходит через людей, портреты которых появляются в странном уголке шкафа с редкостями Schloss Ambras, и продолжается в наши дни, часто оправдывая дискриминацию и другие злоупотребления по отношению к отдельным лицам и группам, отличающимся от большинства.

Прочитайте также  Колесо Времени: Платон о Циклах Гибели Цивилизаций и Утраченной Памяти Человечества

С развитием технологий и социальных изменений эта граница остаётся подвижной, открывая новые формы монстрафикации. Сегодняшние дебаты — от прав трансгендерных людей до иммиграционной реформы и этики ИИ — основаны на древних страхах, связанных с чудовищами, и циничных попытках их использовать. На будущее монстрафикация будет оказывать влияние на опыт (или отсутствие) прав человека, горизонты возможности свободной жизни в безопасности и достоинстве, а также на законы и системы, в которых живут люди.

Таким образом, где заканчивается человек и начинается чудовище? Границы гораздо более проницаемы, чем нам хотелось бы думать.

Важным шагом к осмыслению этих вопросов является признание того, что монстрафикация, несмотря на её исторические корни, актуальна и в современном мире. Отказ от риторики монстрафикации подразумевает осознание, что эта практика не только ограничивает, но и угрожает жизни людей, угнетая их за то, что они не вписываются в узкие социальные категории.

Взгляд в будущее

Нам стоит задуматься, как мы можем мыслить с чудовищами и о чудовищах. Возможно, лучшее будущее заключается в том, чтобы принимать и праздновать разнообразие человеческого опыта, а не настаивать на том, что каждый должен соответствовать жестким стандартам. Мы все можем быть чудесными монстрами, но не монструозными.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.