Чудовища и границы человечности: размышления о природе и идентичности
На краю городка Инсбрук в Австрии расположился Schloss Ambras — ренессансный дворец с средневековыми корнями. Теперь это музейный комплекс с садами, охраняемыми павлинами, в котором находится большой зал, заполненный тем, что посетители XVI века называли чудесами и редкостями.
На стене выстроилась ряд портретов различных людей: гигант, два карлика, человек с врожденными проблемами суставов, мужчина с пробитым глазом от копья, Vlad III, известный как Țepeș или Дракул (правитель Валахии XV века, ставший прообразом персонажа Брэма Стокера в романе «Дракула»), и четыре члена семьи Гонсалвус, чей отец Петр и множество детей были так волосаты, что некоторых передавали в дар от одной аристократической семьи к другой и изучали медиками ради «науки».
Для художников, врачей, естествоиспытателей и коллекционеров XVI века, эти необычно одаренные индивиды представляли собой людей на краю нормы. Люди с необычными физическими данными или образом жизни регулярно появлялись в коллекциях, произведениях искусства и манускриптах, посвященных тем, что тогда называли «чудовищами». Библиотеки XVI и XVII века содержали такие книги, как «О чудовищах и чудесах» Амбруаза Паре (1573) и «История чудовищ» Улисса Альдрованди (1642), в которых среди множества человеческих существ встречались и они.

Монстрафикация: что это значит?
Монстрафикация — это любой способ показать, что индивид или группа нарушили категорию «нормального» человека через их тела, умы или культуру. История демонстрирует долгую существующую границу между категориями человека и чудовища. Эта граница проходит через людей, портреты которых появляются в странном уголке шкафа с редкостями Schloss Ambras, и продолжается в наши дни, часто оправдывая дискриминацию и другие злоупотребления по отношению к отдельным лицам и группам, отличающимся от большинства.
С развитием технологий и социальных изменений эта граница остаётся подвижной, открывая новые формы монстрафикации. Сегодняшние дебаты — от прав трансгендерных людей до иммиграционной реформы и этики ИИ — основаны на древних страхах, связанных с чудовищами, и циничных попытках их использовать. На будущее монстрафикация будет оказывать влияние на опыт (или отсутствие) прав человека, горизонты возможности свободной жизни в безопасности и достоинстве, а также на законы и системы, в которых живут люди.
Таким образом, где заканчивается человек и начинается чудовище? Границы гораздо более проницаемы, чем нам хотелось бы думать.
Важным шагом к осмыслению этих вопросов является признание того, что монстрафикация, несмотря на её исторические корни, актуальна и в современном мире. Отказ от риторики монстрафикации подразумевает осознание, что эта практика не только ограничивает, но и угрожает жизни людей, угнетая их за то, что они не вписываются в узкие социальные категории.
Взгляд в будущее
Нам стоит задуматься, как мы можем мыслить с чудовищами и о чудовищах. Возможно, лучшее будущее заключается в том, чтобы принимать и праздновать разнообразие человеческого опыта, а не настаивать на том, что каждый должен соответствовать жестким стандартам. Мы все можем быть чудесными монстрами, но не монструозными.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.