Фрегаты, корветы, патрульные корабли – в чем разница?

 

Представьте на минуту, что вы – главный конструктор и занимаетесь разработкой вооружений. Неважно какого именно, строите танк, самолет или корабль. Когда вы беретесь за работу, вы полны идей и хотите создать самое мощное, дальнобойное и эффективное оружие. Но очень скоро действительность возвращает вас на землю, потому что вы сталкиваетесь с жестокими “взаимоисключающими факторами”.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Корвет проекта SIGMA 9814 компании Damen Shipyards.

Вы пытаетесь увеличить скорость самолета за счет наращивания мощности двигателя. Мощность выросла, расход топлива и масса тоже, а скорость прибавила всего 5 км/ч. Взявшись за усиление бронирования танка вы увеличиваете толщину брони, при этом снижается подвижность и полезное пространство внутри. Вы ставите на корабль новейшую РЛС, но при этом выходите далеко за рамки бюджета. Это вынуждает конструкторов выбирать один из путей:

а) вести дорогостоящие исследования и искать технологические “ноу-хау”;

б) отказаться от чего-то в пользу чего-то.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Если вам повезет с вариантом “А”, вы создадите уникальный эффективный образец оружия…

Первый путь хорош. В случае успеха вы получите решающее преимущество и создадите уникальный образец вооружения. Но опасность первого пути в том, что он никому ничего не гарантирует. Вы можете потратить время и деньги на научные исследования и эксперименты, но получить отрицательный результат (здравствуй, “невидимый” истребитель F-117).

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
… но с вариантом “А” может и не повезёт.

Поэтому чаще используют вариант “Б”.

Если вы грамотный инженер, при проектировании корабля вы в первую очередь спросите военных: какие задачи будет решать новый корабль и в каких условиях? Это даст понимание, чем можно пожертвовать без ущерба для обороноспособности. Военные, в свою очередь, должны сформировать четкое понимание условий применения нового корабля. Когда вы уже почти договоритесь, появится ещё одна сторона – чиновники, которые планируют оборонный бюджет. Получить права гимс. Будьте готовы, что многие пожелания обеих сторон будут существенно скорректированы.

Когда вы начнете проект, сама собой в вашем воображении появится вот такая диаграмма (цвета могут немного отличаться):

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Диаграмма боевых возможностей корабля. Потяните вверх любой ползунок, и он неизменно потянет вниз три других.

Попробуйте на досуге подставить внутрь фигуры любой существующий корабль и нарисовать диаграмму его эффективности.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
А это – фрегат или корвет? Правильный ответ: и то, и другое. Это модульный корабль SIGMA 10514, в зависимости от состава вооружения он может быть лёгким фрегатом (ВМС Мексики) или корветом (ВМС Марокко).

Отличное получилось вступление, но вернемся к корветам

В предыдущей публикации мы разбирались в отличиях эсминцев и фрегатов. Мы пришли к выводу, что фрегат – это универсальный боевой корабль, предназначенный для конвоирования и защиты морских коммуникаций, обороны отдельных объектов. В отличие от эсминца, фрегат обеспечивает ПВО по объектовому принципу, а не территориальному. Фрегат может использоваться в соединениях как вспомогательная боевая единица, в то время как эсминец, наряду с крейсером, служит основной для создания ударных соединений.

Так как фрегат выполняет эскортные функции, он должен иметь достаточно высокую автономность, универсальный состав вооружения (ПВО, ПКО, ПЛО), на борту чаще всего есть ангар для противолодочного вертолета.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Корвет для ВМС Саудовской Аравии: испанский проект Avante 2200.

Теперь вспомним нашу диаграмму. Что, если нам нужно обеспечить оборону своих морских баз в ограниченном районе? Есть ли смысл содержать большие корабли вблизи баз, неоправданно повышая тем самым эксплуатационные расходы?

 

Совершенно верно. Смысла в этом никакого нет. Значительно важнее обратить внимание на повышение мобильности, чтобы обеспечить быструю реакцию на внезапную угрозу, и снизить стоимость, чтобы получить больше единиц за меньшие деньги. Исходя из анализа потенциальных угроз, состав вооружения тоже может быть ограниченным: например, если ПВО территории обеспечивают наземные силы, то лучше повысить возможности корабля по противолодочной или противокорабельной обороне, а средства ПВО свести к собственному оборонительному вооружению.

Прочитайте также  900-летний меч крестоносца, обнаруженный у побережья Ха-Кармель, Израиль

Перечисленными качествами обладают корабли типа “корвет”. В целом, они предназначены для обороны военно-морских баз и прибрежных районов. В зависимости от конкретного класса, состав вооружения может меняться. Теперь рассмотрим конкретные примеры.

Корветы класса “Visby”

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Класс “Visby”: обратите внимание на огромную полётную палубу.

Корабль ВМС Швеции имеет явно выраженные противолодочные свойства: противокорабельные ракеты и вооружение ПВО планируется устанавливать лишь на одну единицу из пяти построенных. Выполненный по технологии “стелс”, корабль имеет буксируемую гидроакустическую станцию, противолодочные торпеды и бомбы, ангар для вертолета ПЛО (хотя для корветов более характерно наличие лишь полетной палубы, без ангара), автоматическую АУ калибра 57-мм. Командование ВМС Швеции считает, что именно такое сочетание боевых возможностей необходимо в условиях мелкого Балтийского моря и изрезанного шхерами и фьордами побережья страны.

Корветы класса “Skjold”

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Быстрый и малозаметный, “Skjold” опасен для кораблей противника.

Этот класс кораблей мы уже рассматривали подробно в нашей диванной публикации. В отличие от шведского “Visby”, корвет имеет более мощное противокорабельное вооружение: на борту ракеты Naval Strike Missile, способные поражать морские цели на дальности до 185 км. ПВО обеспечивается возможностью ведения огня по воздушным объектам из 76-мм АУ, противолодочного оружия и оборудования для поиска подводных лодок нет вообще, как и возможности принимать на борт палубную авиацию. “Skjold”, как и “Visby”, малозаметен для РЛС противника. Корабль имеет выдающиеся ходовые качества: долгое время он удерживал рекорд самого быстрого боевого корабля в мире.

Могут ли корветы в ПВО?

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Даже буква “F” на борту. Но нет, не фрегат, это корвет класса “Doha”.

Да, могут. По крайней мере корвет класса “Doha” (он же “Al Zubarah”) точно может. Этот корабль построен для Эмирских ВМС Катара итальянской судостроительной компанией Fincantieri, и явно спроектирован для усиления ПВО. Вообще, по водоизмещению его вполне можно считать фрегатом: 3250 тонн (у фрегатов класса “МЕКО-200”, например, водоизмещение 2400 тонн), в то время как у одноклассников в среднем не более 2000 тонн (у “Skjold” – 274 тонны). Вооружение тоже достаточно универсальное: на борту мощная система ПВО (ЗРК Aster 30 и RIM-116), противокорабельные ракеты Exoset MM 40 block 3, 76-мм артиллерийская установка, есть палубный вертолет NH-90.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
С виду фрегат. “Al Zubarah” способен пресечь воздушное нападение, но не имеет противолодочного вооружения.

Тем не менее, командование ВМС Катара, вероятно, не планирует применять корабль в дальних океанических районах. Корабль предназначен для выполнения задач в Персидском заливе, без удаления от базы. Кроме того, “Al Zubarah” имеет ограниченные возможности противолодочной борьбы – бортовой сонар предназначен для поиска мин, но не обеспечивает обнаружение подводных лодок. Видимо, поэтому командование и считает его корветом.

Прочитайте также  Еще 10 интересных мест со всего мира

Может ли корвет быть универсальным?

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Класс “056” создан по модульному принципу. В отличие от США, Китаю это удалось.

Если вам нужно что-то универсальное – спросите у Китая. Для ВМС НОАК построено 36 корветов класса “Тип 056”. Это универсальные боевые корабли, имеющие противокорабельное, противолодочное вооружение и средства ПВО. Корабль предназначен для действий в прибрежных районах, имеет водоизмещение 1300 тонн (по этим критериям – вполне корвет). Корветы класса “056” имеют огромный потенциал для модернизации и создания специализированных кораблей на их базе: созданные по модульному принципу, корветы “056” могут иметь патрульный, противолодочный, универсальный и штабной вариант исполнения. Например, в противолодочном варианте есть ангар для вертолета, а в универсальной на его месте установлено более мощное вооружение.

Что насчет наземных целей?

Примером отличного сочетания боевых качеств является корвет класса К130 «Брауншвейг».

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Он не выглядит футуристично, но оснащен новейшими радиоэлектронными системами.

Корвет способен из открытого моря входить в прибрежные воды и эффективно подавлять цели на берегу. Он оснащен ПУ Mk3 с ракетами RBS15, предназначенными для поражения морских и наземных целей на дальности до 200 км. ПВО обеспечивается двумя установками Mk49 RAM и 27-мм автоматическими пушками, артиллерия – 76-мм АУ “Ото Мелара”. Корвет проектировался 20 лет назад и хорошо зарекомендовал себя в многочисленных боевых службах. Он применялся не только на Балтике, но и на больших удалениях от базы, например в Средиземном море, благодаря высокой автономности (21 сутки). Конструкция корвета хорошо продумана, а большинство процессов автоматизированы, благодаря чему экипаж сокращен до 61 человека. На других кораблях схожих классов экипаж составляет в среднем 110 человек.

А что у нас?

Здесь мы не будем касаться классификации, принятой в СССР, потому что это тема для отдельного исследования. Скажем кратко, что “корвет” по нашей терминологии может иметь класс от ракетного катера до сторожевого корабля. Вообще, с переводом из НАТОвской классификации в нашу и обратно местами могут быть трудности.

Фрегаты, корветы, патрульные корабли - в чем разница?
Проект 20380 в нашем ВМФ считается корветом, в НАТО – фрегатом.

Современные российские корветы представлены проектами 20380 (20385). По стандартам НАТО, особенно ввиду их мощнейшего вооружения, они классифицируются как фрегаты.

Согласно замыслу, корветы 20380 – 20385 должны бороться с любым противником – в воздухе, на море и под водой. Но на их долю выпало оружие совсем другого вида – санкционное. В конструкции кораблей заложено много удачных технических решений. Но большинство из них сведено на нет из-за проблем с поставкой комплектующих. В результате пришлось прибегать к неопробованным техническим решениям, что вызвало множественные отказы оборудования, включая силовую установку.

 

В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Похожие статьи


ДРУГИЕ НОВОСТИ

 
 

Добавить комментарий