Ван Гог написал картину «Звездная ночь» в июне 1889 года, когда он жил в приюте на юге Франции, восстанавливаясь после психического расстройства, которое привело к самокалечению левого уха примерно за полгода до этого. Шедевр, написанный маслом на холсте, изображает вид на клубящееся небо из окна комнаты художника с воображаемой деревней на переднем плане и известен своими детальными мазками и использованием ярких оттенков.
Недавно картина привлекла внимание исследователей из Китая, которые заметили некоторое сходство между ее спиралевидными формами и узорами, наблюдаемыми в гидродинамике — изучении движения жидкостей и газов. Это вдохновило их на более детальное изучение картины.
В новом исследовании, опубликованном во вторник (17 сентября) в журнале Physics of Fluids, ученые проанализировали мельчайшие детали мазков и цветов, использованных в картинах, и обнаружили, что эти компоненты имеют большое сходство со «скрытой турбулентностью» газов в атмосфере.
«Это свидетельствует о глубоком и интуитивном понимании природных явлений», — говорится в заявлении соавтора исследования Юнсяна Хуана, эксперта по гидродинамике и океанографа из Сямыньского университета в Китае. «Точное изображение Ван Гогом турбулентности может быть результатом изучения движения облаков и атмосферы или врожденного чувства, как передать динамизм неба».
Похожие статьи: Скрытый автопортрет Ван Гога обнаружен под картиной «Крестьянка
Исследователи внимательно проанализировали 14 «вихрей» в небе на картине. В целом эти формы соответствовали законам Колмогорова — физическому правилу, которое описывает, как атмосферный газ движется в разных масштабах в зависимости от инерционной энергии. На картине эта инерционная энергия представлена интенсивностью желтого цвета на картине, пишут исследователи.
При более внимательном рассмотрении вихрей исследователи обнаружили, что расстояние между отдельными мазками кисти и их вес соответствуют масштабу Батчелора, который описывает, насколько малы могут быть вихри и капли, прежде чем они рассеются в турбулентной жидкости.
Однако Колмогоров и Батчелор разработали свои законы спустя десятилетия после смерти художника. Поэтому, пишут авторы, Ван Гог определенно не использовал знания по гидродинамике, а, скорее всего, черпал вдохновение из общих наблюдений за небом или другими спиралями, возникающими в природе. Аналогичным образом, связь между энергией и желтым цветом почти наверняка является совпадением, отмечают авторы.
Но очевидно, что «Звездная ночь» вызывает в памяти процессы, которые происходят в природе.
В 2020 году исследователи назвали новый вид павлиньего паука в честь картины из-за сходства между красочными вихрями Ван Гога и светящимися точками на заднем конце арахнида. А в 2021 году микробиологи также заметили поразительное сходство между знаковыми вихрями картины и роящимися колониями мутировавших бактерий.
В мае этого года новые фотографии Юпитера, сделанные зондом НАСА «Юнона», также показали интенсивные штормовые вихри в северном полушарии планеты, которые очень похожи на недавно проанализированные мазки кисти Ван Гога. Эти клубящиеся облака также были связаны с «турбулентными узорами» в атмосфере Юпитера, подобными тем, что наблюдаются на Земле.
Исследование также показывает, что творческий гений Ван Гога мог предвосхитить научные открытия, сделанные в последующие десятилетия. Это в очередной раз подчеркивает, как искусство и наука могут пересекаться, вдохновляя друг друга. Его способность передавать динамику и эмоции через визуальные формы позволяет современным ученым находить в его работах отражение природных процессов, которые остаются загадкой даже для изучающих их профессионалов.
Интересно, что подобные параллели наблюдаются не только в живописи, но и в других областях искусства. Например, поэты и писатели, описывая природу, часто интуитивно передают те же динамические качества, которые позже подтверждаются научной теорией. Таким образом, Ван Гог, возможно, был не только художником, но и своего рода визуальным поэтом, который смог уловить ритмы и движения природы.
Эти открытия открывают новые горизонты для знаний о Творчестве и его связи с наукой, показывая, что мир искусства может быть богат на неожиданные инсайты о нашем окружении. Ван Гог становится не только символом постимпрессионизма, но и мостом между искусством и научной мыслью.