Кем на самом деле был Вольф Мессинг
Кинокомедия Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» входит в список самых успешных лент в истории советского кинопроката. Фильм посмотрели чуть менее 70 миллионов зрителей, и это седьмой результат в истории. «Ничего общего с какими-то „сверхъестественными“ явлениями» В картине Лида, сыгранная Натальей Селезневой, с восхищением говорит своему новому знакомому: «Саша, так вы же телепат! Вольф Мессинг!» В 1965 году, когда комедия вышла на экраны, имя Мессинга гремело на весь Советский Союз, а на его представлениях собирались полные залы. Впрочем, тогда восприятие Мессинга было несколько иным. Его способности рассматривали с точки зрения науки, а о пророчествах речь вообще не шла.
В 1961 году популярный в Советском Союзе журнал «Техника — молодежи» выпустил большой материал, посвященный вопросу: возможна ли передача мыслей на расстоянии? Помимо ученых, задали вопрос о том, какова природа его «психологических опытов», и Вольфу Мессингу. Он сказал: «Мои опыты не имеют ничего общего с какими-то „сверхъестественными“ явлениями. Они во многом объяснимы с позиций современной науки. Сам же я атеист до мозга костей и не верю ни в какие „потусторонние силы“.
Этим любителям „таинственного“ нужно было бы присутствовать в июне 1960 года на моем выступлении в Почаевской лавре — крупном религиозном очаге. После демонстрации опытов многие церковники усомнились в существовании бога». Но позднее, в приватных беседах с журналистами, про которые сам Мессинг говорил, что «их никогда не напечатают», он рассказывал о том, как стал личным врагом Гитлера, как бывал на аудиенции у Сталина, как ради доказательства своих способностей «ограбил» Госбанк…
Куда уехал цирк…
История о Мессинге — пророке, не побоявшемся предсказать Гитлеру крах Третьего Рейха, а Сталину посулившем взятие Берлина, громко зазвучала на рубеже 1980-1990-х, когда «сенсации» о магах, параллельных мирах, НЛО хлынули в СМИ настоящим цунами. Книга Мессинга «Я — телепат», впервые выпущенная в 1990 году, из этого ряда не выбивалась. Но в начале XXI века ее начали рассматривать как реальную биографию «пророка». Она же была положена в основу фильмов о Мессинге, в том числе нашумевшего сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» с Евгением Князевым в главной роли.
В отличие от той же Ванги и Нострадамуса, Мессинг казался жителям постсоветского пространства более, так сказать, достоверным и реалистичным. Вот его фотографии на представлениях, вот он дарит советскому летчику истребитель в годы войны, вот его интервью, так почему же все остальное не должно быть правдой? По одной простой причине — потому что это не подтверждается фактами. Мессинг родился под Варшавой осенью 1899 года в небогатой еврейской семье. Отец его носил прозвище Гершка-босяк, которое ему дали за бесконечные неудачные попытки финансового обогащения. Мать Вольфа умерла от чахотки, так что детство его было трудным.
Отец мечтал, что сын пойдет по духовной линии, и определил его в училище, из которого Вольф, не желавший становиться раввином, сбежал. В поисках себя юноша прибился к бродячему цирку, где заинтересовался номером иллюзиониста. Опытный артист обратил внимание на то, что Вольф схватывает все на лету и наделен талантом к общению с людьми. Он посвятил Мессинга в некоторые секреты своего мастерства. И со временем для Вольфа Гершковича эта деятельность стала делом всей жизни.
Сила «идеомоторных актов»
Так что же, собственно, умел Мессинг? Вернемся к интервью в журнале «Техника — молодежи»: «Установлено, что определённые мыслительные процессы в мозгу человека вызывают едва уловимые бессознательные движения. Такие движения различных мышц, которые сопутствуют мыслям, получили в физиологии название „идеомоторных актов“. Когда человек напряжённо думает о чем-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются». На своих выступлениях Мессинг предлагал зрителям написать для него задания, которые в конвертах передавались специальному жюри на сцене. Конверт нужен был для того, чтобы потом провести контроль. Затем человек, написавший задание, которого Мессинг именовал «индуктором», выходил к нему и начинал мысленно диктовать задание.
«Сразу же после сигнала „Готово!“ индуктор, то есть человек, написавший задание, начинает мысленно диктовать мне его, взяв меня за руку у запястья. Многие считают, что я беру за руку индуктора, но это неверно, — говорил Мессинг. — С момента подачи сигнала окружающее перестаёт для меня существовать. Я сосредоточиваю всё своё внимание, всю волю на мысли диктующего мне задание. Допустим, мне диктуют следующее задание: я должен направиться в зал, подойти к гражданину, сидящему в двадцатом ряду, в кресле номер шесть, вынуть у него из нагрудного кармана авторучку и отдать индуктору.
Первый вопрос, который я себе задаю — должен ли я оставаться на месте (ведь задание может выполняться и на сцене) или я должен двинуться в зал?.. Установлено, что определённые мыслительные процессы в мозгу человека вызывают едва уловимые бессознательные движения. Такие движения различных мышц, которые сопутствуют мыслям, получили в физиологии название „идеомоторных актов“. Когда человек напряжённо думает о чем-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. Допустим, что, выполняя задание, я в какой-то момент совершаю ошибку. И тут же индуктор совершенно бессознательно, помимо своей воли, „сообщит“ мне об этом. Его рука окажет неуловимое сопротивление, и нужно обладать большой чувствительностью, чтобы воспринять это».
По словам Мессинга, для него вообще не имело значения, из какой области задание — он мог собрать физический или химический прибор, не имея о нем понятия. Было достаточно того, что рядом был индуктор, твердо понимающий схему устройства, а «считать» сигналы подопытного для маститого шоумена трудности не представляло. Всех потрясали трюки Мессинга с закрытыми глазами, но он уверял, что это, наоборот, помогало, ибо зрение в такой ситуации только отвлекает от восприятия реакций индуктора.
Враг Гитлера, о котором фюрер не знал ничего
А откуда же взялись истории о громких пророчествах? Как уже было сказано, свою карьеру Мессинг начинал в польском бродячем цирке. У циркачей же испокон веков было принято придумывать яркую биографию, способную привлечь дополнительное внимание публики. Вот и Мессинг действовал в таком духе. И чем успешнее развивалась его карьера, чем сочнее становились… ну, назовем это байками. Те, кто потрудился изучить факты из биографии Вольфа Мессинга, обнаружили, что большинство из них не соответствует действительности.
Один из самых простых мифов, к которому сам Мессинг вряд ли имеет отношение, касается романа «Мастер и Маргарита». Нет, Булгаков не рисовал образ Воланда с Мессинга и не брал за основу его сеансы для знаменитой сцены из романа. Мессинг появился в Москве весной 1940 года, уже после смерти писателя. А начата работа над «Мастером и Маргаритой» была еще в 1928 году, когда о Мессинге еще никто ничего не слышал.
Мессинг до своего появления в СССР вообще был практически неизвестен в Европе. Ни один польский, немецкий, итальянский или французский источник не рассказывает о каких-либо выступлениях Мессинга в период с 1920-х до конца 1930-х годов. Не соответствует действительности рассказ Мессинга о том, как он встречался с Альбертом Эйнштейном в Вене и провел с ним телепатический сеанс. В указанные сроки Эйнштейн в Вене не жил и квартиры не имел, хотя Мессинг говорил о встрече в квартире ученого.
А что с предсказанием краха Третьего Рейха? Если Мессинг что-то на этот счет и говорил, то Гитлер определенно ничего об этом не знал. Проверка архивов в Берлине, Польше, а также трофейных немецких документов в Российском государственном военном архиве показала, что ни одно ведомство Третьего Рейха не занималось каким-либо «делом Мессинга», никто не вел розыск «пророка» и ни один влиятельный нацист никогда ничего о «пророке» не говорил.
Телеграмма от Сталина
Побег в СССР был для Мессинга вполне логичным действием по очень простой причине — он был евреем и хорошо знал о ненависти нацистов к представителям его народа. Родственники артиста, оставшиеся в Польше, погибли, но никакие «пророчества» тут ни при чем, их уничтожили за национальность. У Мессинга были все основания желать гитлеровцам поражения, и свой вклад в Победу он внес, построив на деньги, заработанные на своих выступлениях, два истребителя, переданные Красной Армии. Сделал он это по предложению писательницы Ванды Василевской, главы антифашистской организации Союз польских патриотов в СССР. На одном из истребителей, подаренных Мессингом, сражался Герой Советского Союза Константин Ковалев. Момент передачи самолета даже был снят кинохроникой.
За подаренные истребители Мессинг был удостоен благодарственной телеграммы Иосифа Сталина. И здесь тоже стоит подчеркнуть — практика подобных телеграмм была широко распространена, и благодарность вождя не говорит о каком-то особом отношении к Мессингу. А вот личной встречи Сталина и Мессинга не было. Она не зафиксирована ни в одном документе, ни в одном из воспоминаний лиц, приближенных к советскому лидеру. Как не было и «ограбления» Госбанка с пустым листком бумаги вместо чека — Мессинг просто не сталкивался с системой выдачи крупных денег в СССР, и поэтому не знал, что чек в такой ситуации проходил проверку сразу в нескольких кабинетах ответственных лиц, на которых он не смог бы воздействовать даже теоретически.
Кто и как придумал историю о «предсказателе»
В общем, никого «телепат» не грабил. Те, кто изучал биографию Мессинга более пристально, полагают, что до своего появления в Советском Союзе он гастролировал исключительно по польской провинции. Поэтому его рассказы о посещении крупнейших городов Европы грешат явными ошибками, ибо Мессинг описывает то, чего сам не видел. В 1971 году Вольфу Мессингу было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Именно так и следует воспринимать эту фигуру — как талантливого артиста, достишего больших высот в своем жанре. Нужно иметь ввиду, что сам Мессинг в пророки не рвался, и к возведению своей фигуры в этот ранг прямого отношения не имеет. Он умер в 1974 году, а «шабаш на Лысой Горе» начался на полтора десятилетия позже.
Литературную запись книги «Я — телепат» делал писатель Михаил Васильев. Под этим псевдонимом скрывается Михаил Хвастунов, много лет возглавлявший отдел науки «Комсомольской правды». Роман, написанный еще при жизни Мессинга, изначально задумывался как литературная мистификация. Коллеги Хвастунова предупреждали его, что включение в сюжет историй про Гитлера и Сталина может заставить многих читателей принять выдумку за правду. Поэтому произведение пролежало долгие годы и вышло в свет, когда давно не было в живых ни артиста, ни журналиста. Интересно, что сами ветераны «Комсомольской правды», такие, к примеру, как Владимир Губарев, уже не раз писали о том, откуда пошел миф о «Мессинге-пророке». Но не помогает. Легенда оказалась куда устойчивее правды.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ