Песня Ворона: Потоп, Сотворение и Месть в Легенде Коюконов
Глубоко в устной традиции коюконов, атабаскского народа Аляски, живет поразительная легенда, предшествующая приходу христианства. Эта история повествует не только о Всемирном потопе, но и о самом сотворении мира, животных и человека, а также о капризной природе божественного трикстера – Ворона (Dotson’ Sa). Она открывает окно в допотопную эпоху и дает пищу для размышлений о древних временах.
Время Великанов и Магии:
Давным-давно, в незапамятные времена, мир был иным. По земле ходили гигантские животные, наделенные даром речи и могучей магией. Среди них были и те, кого ныне уже не встретишь. Человечества тогда не существовало. В этом первозданном мире властвовал Великий Ворон, Дотсон’ Са.
Приказ Строить Ковчег и Великий Потоп:
Однажды Дотсон’ Са повелел своему воплощению или помощнику, Ворону: «Сделай большую лодку!» Ворон принялся за работу. Трудился он долго, ибо лодка должна была быть огромной. Однако, когда работа была завершена, Великий Ворон осмотрел ее и сказал: «Недостаточна! Строй больше!»
И вот, когда исполинское судно было наконец готово, небо потемнело. Сначала заморосил легкий дождь, и Дотсон’ Са велел Ворону собрать на лодку всех животных, каждой твари по паре. Ворону пришлось нелегко: он не только собирал зверей, но и заготавливал для них пропитание на долгий срок. Но задача была выполнена.
Едва последняя пара ступила на борт, небо разверзлось. Хлынул ливень невиданной силы. Дождь лил дни и ночи, пока вся земля не скрылась под безбрежными водами. Выжили лишь те, кто нашел прибежище в лодке Ворона.
Поиск Суши и Возрождение Земли:
Когда потоп начал отступать, Ворон выпустил разведчиков – чаек. «Летите во все стороны, ищите землю!» — наказал он. Птицы улетели и вернулись ни с чем: «Лишь вода, воды без конца!»
Прошло еще время. Видя, что воды все еще покрывают мир, Ворон обратился к Ондатре (Мускусной Крысе), которая в те времена была великаном: «Нырни на самое дно, принеси нам грязи!» Послушная Ондатра погрузилась в бездну и вернулась, принеся в лапах комья ила. Она снова и снова ныряла, пока из принесенной грязи не вырос целый остров.
Тогда Дотсон’ Са проявил свою созидательную магию. Он покрыл новую землю лесами, травами и ягодниками. Там, где остались углубления, возникли озера и пруды. Затем он сотворил реки. Изначально они текли в обе стороны: одна ветвь текла к морю, другая – вверх, к горам! Но позже Великий Врон решил, что это делает путешествия слишком легкими, и заставил все реки течь лишь вниз, к океану.
Сотворение Человека и Горечь Ворона:
Мир был восстановлен. Настало время для последнего творения. Дотсон’ Са решил создать человека. Сначала он высек его из камня. Но каменный человек был бессмертен, что нарушало замысел Великого Ворона. Тогда он слепил человека из мягкой глины – смертного и податливого. Следом он создал женщину, чтобы люди могли вступать в брак и рождать детей.
И тут Ворон, наблюдавший за творением, возжелал себе жену. Он попытался взять в жены одну из первых женщин. Но люди воспротивились и отняли ее у него.
Месть Творца:
Отказ глубоко ранил и разозлил Ворона. В гневе он взял мешок, набил его сухими листьями и растолок их в пыль. С этим мешком он отправился к людям и распахнул его. Из мешка вырвались мириады комаров – злобных, кусачих, назойливых. «Пусть они вечно докучают вам, как вы досадили мне!» – провозгласил Ворон. И с тех пор комары не дают покоя человечеству, напоминая о мести отвергнутого творца.
Так, по воле Дотсон’ Са и трудами Ворона, был заново создан мир, каким знают его коюконы. И потому Ворон – священен, на него никогда не охотятся, ибо он – Прародитель и Устроитель всего сущего.
Исторический Контекст:
Коюконы – один из одиннадцати атабаскских народов Внутренней Аляски, традиционно проживающий между реками Коюкук и Юкон. Их относительная изоляция закончилась в 1838 году, когда русская экспедиция во главе с сотником П. В. Малаховым достигла поселения Нулато на Юконе. Русские обнаружили там свидетельства давней меновой торговли с прибрежными эскимосами: железные котлы, стеклярус, тканые одежды и табак.
Однако вместе с русскими пришли и беды. Эпидемии оспы и других завезенных болезней, к которым у коюконов не было иммунитета, вызвали катастрофическую убыль населения. Последующий наплыв европейцев во время Клондайкской золотой лихорадки 1898 года окончательно изменил их мир. Несмотря на эти потрясения, древние легенды, подобные истории о Вороне и Потопе, сохранились, неся в себе мудрость и мировоззрение народа, пережившего собственные «потопы» истории.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.