Полеты на Луну. Посторонний в кадре.
Эта уникальная фотография находится в архиве НАСА под кодовым обозначением (AS17-141-21608HR). Возможно, скоро она из архива исчезнет.
На ней изображен астронавт лунной миссии «Аполон-17» Харрисон (Джек) Шмит – пилот Лунного Модуля «Челленджер» и профессиональный геолог по совместительству.
Он гонял по Луне на «Ровере», поднимая клубы пыльного реголита, выискивая там огромные валуны, булыжники и мелкие камушки, стуча по ним своим профессиональным горным молотком, не на минуту не выпуская его из рук (наверное, это было нелегко в раздутых кислородом жестким, негнущихся перчатках). Но он героически преодолевал эти невзгоды.
На груди его скафандра был укреплен фотоаппарат «Хассельблад» (не защищенный от космической радиации и перепада температур), которым он фотографировал (вслепую, не глядя в визир) найденные образцы лунных пород и завораживающие горные лунные пейзажи.
Обратите внимание на отражение в шлеме Харрисона. Мы видим какого-то постороннего человека похожего на астронавта, но за плечами у него нет ранца с системой жизнеобеспечения. Что это за субъект? Каким образом он оказался на Луне рядом с астронавтами?
Ответ очень простой.
Это рабочий на съемочной площадке, который выполняет разнообразные поручения режиссера, оператора и художника по подготовке декорации к съемке.
И если он случайно попадает в кадр (что и произошло в данном конкретном случае), его одевают в облегченный скафандр без ранца с автономной системой жизнеобеспечения.
На ногах у него обязательно должна быть обувь астронавта, чтобы оставлять на песчаном покрытии лунной декорации характерные следы ребристых подошв.
Посмотрите внимательно на человека, отраженного в шлеме астронавта. На нем верхняя часть скафандра без ранца. Внизу – обычные рабочие штаны и массивные башмаки с ребристой подошвой.
Интересно, что думают по этому поводу специалисты НАСА?
И почему эта фотография до сих пор находится в их архиве в не отредактированном виде?
Очень забавная история происходила с фотоаппаратами на Луне у астронавтов лунной миссии «Аполлон-12». То они неожиданно, вдруг, каким-то чудесным образом появлялись у них на скафандрах, то куда-то загадочно исчезали, а потом появлялись опять, как ни в чем не бывало.
В общем, чертовщина какая-то получалась!
Но начнем все по порядку.
«… Открыв люк Лунного Модуля «Интрепид», первым на поверхность Луны спускается по лестнице-трапу командир экипажа корабля «Аполлон-12» Чарльз Конрад (фото № 473)…»
Обратите внимание, как освещен астронавт.
В тени посадочного аппарата он едва подсвечен якобы отраженным светом от освещенного Солнцем лунного реголита.
Не совсем правдоподобно, но, в общем, близко к истине.
Однако даже при таком скудном освещении мы отчетливо видим, что у Чарльза Конрада на скафандре нет фотоаппарата.
После Чарльза Конрада на Луну спускается его напарник Алан Бин.
Обратите внимание на иллюминатор Лунного Модуля. В нем отражается нечто голубого цвета. Что это может быть? Откуда на монохромной Луне появился, вдруг, насыщенный голубой цвет?
Чудеса, да и только!
Для съемки этого эпизода в павильонной декорации включили дополнительный свет (мощную бестеневую подсветку), и фигура астронавта засияла, вдруг, в глубокой тени Лунного Модуля белизной еще не запыленного скафандра (фото № 474 и № 475).
Но это не самое главное.
Выясняется, что и у пилота Лунного Модуля Алана Бина тоже нет фотоаппарата на скафандре так же, как и у Чарльза Конрада (фото № 475).
Выходит, что на Луну астронавты спустились без фотокамер!
Кто же, в таком случае, снимал эти кадры (фото № 473, № 474 и № 475)?
Конечно же, фотограф-профессионал, работавший в это время в съемочном павильоне вместе с кинооператором.
Правда, во время съемки выхода Чарльза Конрада из Лунного Модуля (фото № 473), он ошибся в балансе освещения. Потом, исправил характер света в следующих кадрах.
Но ошибки этой (до проявки пленки) никто тогда не заметил. Так, и вошла эта «не правильная» фотография № 473 вместе с «правильными» в архив НАСА под кодовым наименованием: AS12-46-6717HR.
На следующей фотографии № 476, в которой тени, как обычно, «разбежались» в разные стороны от нескольких источников света, мы видим командира экипажа корабля «Аполлон-12» Чарльза Конрада у американского флага, гордо трепещущего в безвоздушном пространстве Луны (судя по нижнему загнутому углу звездно-полосатого полотнища).
У него по-прежнему нет фотоаппарата, хотя он только что «фотографировал» выход из Лунного Модуля своего напарника — пилота Алана Бина (фото № 474 и № 475). Кроме него, снимать там было некому!
Спустя некоторое время, у Чарльза Конрада каким-то чудесным образом, вдруг, неожиданно появляется фотокамера «Хассельблад» (фото № 477), которой он фотографирует Алана Бина (вслепую, не глядя в визир).
А тот, судя по отражению в шлеме, снимает его. И тоже не смотрит в камеру.
Интересно, где астронавты на Луне раздобыли фотоаппараты?
Мы же только что отчетливо видели, что при выходе из Лунного Модуля фотокамер у них не было (фото № 473, № 474, № 475 и № 476).
А ведь камеры эти еще нужно было каким-то образом установить на металлических кронштейнах, укрепленных жестко на скафандрах астронавтов. В толстых раздутых кислородом перчатках это сделать, практически не возможно.
И у Алана Бина таинственным образом появилась фотокамера на скафандре.
А у Чарльза Конрада, не мене чудесным образом она, вдруг, исчезла.
И так далее. До бесконечности. То фотоаппараты у астронавтов появляются, то исчезают. То появляются, то исчезают!
Наверное, досталось ассистенту режиссера по реквизиту за эту оплошность на съемочной площадке. Возможно, его даже уволили с работы.
Но сцену эту решили заново не переснимать, в надежде, что никто не обратит внимания. «Пипл, как всегда, все схавает!»
Мне могут возразить, что, мол, астронавты миссии «Аполлон-12» находились на Луне двое суток и в один из дней у них фотоаппараты были, а в другой отсутствовали. В этом, конечно, есть какая-то логика, но изображения эти я выстраивал в той хронологической последовательности, в которой они были сняты и с теми же комментариями к ним. Вы можете убедиться в этом сами, заглянув на официальный сайт НАСА по этой ссылке: www.apolloarchive.com
На фотографии № 480 из того же «лунного» репортажа изображен астронавт Алан Бин, демонстрирующий перед камерой Чарльза Конрада образцы лунного грунта, упакованные в цилиндрическую емкость.
Здесь, как и во всех подобных павильонных изображениях, применялась интенсивная искусственная подсветка теневой стороны скафандра астронавта.
Этот расхожий прием стал уже «притчей во языцех» в комментариях к многочисленным «лунным» изображениям из архива НАСА.
Поэтому я не буду повторяться, чтобы не тратить времени зря.
Меня в этой фотографии заинтересовало другое. А именно – точка съемки.
Я уже говорил как-то о том, что чем выше точка съемки, тем выше в кадре линия горизонта, относительно снимаемого объекта.
На фотографии № 480 точка съемки значительно выше обычного человеческого взгляда. Поэтому и горизонт на ней «пополз» вверх (сравните с фотографией № 478).
Но ведь крупный и средний план, как правило, снимается с близкого расстояния, за исключением съемки длиннофокусной оптикой.
На среднеформатных 60 мм «Хассельбладах 500EL» у астронавтов стояли стандартные (штатные) объективы с F-60 мм, поэтому фотограф должен был находиться на расстоянии полутора-двух метров от снимаемого объекта.
Местность вблизи Лунного Модуля была относительно ровная, без высоких холмов и гор за исключением кратера, в котором стоял автоматический лунный аппарат «Сервейер-3» (фото № 479).
Значит, для того чтобы снять крупный план астронавта с горизонтом на уровне его шлема (фото № 480) с расстояния полутора метров, нужно было бы снимать его с очень высокой точки, возможно даже с операторского крана.
Но в отражении шлема мы видим астронавта Чарльза Конрада, стоящего на ровной местности и снимающего Алана Бина камерой с уровня груди.
И еще одно немаловажное обстоятельство, относительно фотографии № 480. Если Чарльз Конрад снимал Алана Бина крупным планом обычной стандартной оптикой с F-60 мм, то в шлеме его скафандра, как в зеркале, он также должен был отражаться крупно. Однако мы видим Чарльза Конрада в отражении шлема на общем плане, стоящего в полный рост.
Выходит, что фотография № 480 (как впрочем, и все остальные) снималась не на Луне, а на Земле профессиональным фотографом в лунной декорации с использованием искусственного освещения и операторского крана.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ