Дом Наука Рождение культовой саги: как «Дюна» завоевала телеэкраны на пороге миллениума
Наука

Рождение культовой саги: как «Дюна» завоевала телеэкраны на пороге миллениума

Поделитесь
Рождение культовой саги: как «Дюна» завоевала телеэкраны на пороге миллениума
Поделитесь

 

Одной из самых сложных задач в Голливуде всегда была попытка успешно адаптировать знаковую классику 1965 года — «Дюну» мастера научной фантастики Фрэнка Герберта.

Многие смелые творческие умы брались за эту титаническую работу с переменным успехом, включая Алехандро Ходоровского, Дэвида Линча и Дени Вильнёва, но никто не пытался перенести футуристический эпос на малый экран — до тех пор, пока режиссёр Джон Харрисон и телеканал Sci-Fi Channel (ныне SyFy) не взялись за это, создав высоко оценённый мини-сериал, первая часть которого вышла в праздничный сезон 3 декабря 2000 года.

Возникновение этой трёхчастной работы — само по себе удивительная история. Уроженцы Питтсбурга Джордж Ромеро («Ночь живых мертвецов») и Джон Харрисон много лет плодотворно сотрудничали: Харрисон был первым помощником режиссёра в комедийном хоррор-антологии «Крикующий» (1982) для своего наставника Ромеро, а также участвовал в других проектах. По случаю четвертьвекового юбилея сериала мы поговорили с Харрисоном о том, как им удалось заставить «пряность течь».

«Партнёром Джорджа в то время был Ричард Рубинштейн, который продюсировал многие работы Ромеро, включая сериал «Байки из склепа», где я четыре сезона был сценаристом и режиссёром, а затем снял и полнометражный фильм для Paramount», — рассказывает Харрисон Space.com.

«К тому моменту Джордж и Ричард после 12 лет партнёрства разошлись, но я всегда поддерживал связь с Ричардом. Однажды он позвонил мне и сказал: «Кажется, я получу права на один научно-фантастический роман, и мне интересно твоё мнение. Я просматривал свою библиотеку в поисках новой идеи и наткнулся на книгу, которую очень люблю. Ты когда-нибудь читал «Дюну»? Я ответил: «Конечно, Ричард, я читал её!»

Обладая интернациональным актёрским составом и снятый на щедрый бюджет в $21 миллион в студии Баррандов в Чехии, сериал «Дюна Фрэнка Герберта» считается многими пуристами наиболее точной и верной адаптацией знаменитого произведения Герберта, занимая место между яркой психоделической экстраваганзой Линча 1984 года и холодной, но прекрасной блокбастерной версией Вильнёва 2021 и 2024 годов.

Написанный и снятый Харрисоном, а также обогащённый талантами обладателя «Оскара» итальянского оператора Витторио Стораро («Апокалипсис сегодня»), художника-постановщика Мильена Кляковича и выдающегося композитора Грэма Ревелла («Ворон»), создавшего захватывающую музыку, «Дюна Фрэнка Герберта» остается впечатляющим достижением в телевизионной индустрии, которое и сегодня смотрится прекрасно.

В ролях: Уильям Хёрт, Алек Ньюман, Иэн Макнис, Джанкарло Джаннини, Саския Ривз, Джеймс Уотсон, П. Х. Мориарти, Джули Кокс, Уве Оккенкнехт, Ян Власак и Барбора Кодетова.

Рубинштейн уже сделал себе карьеру на адаптации крупных романов в формате мини-сериалов, которые он любил называть «новеллистическим телевидением», включая «Противостояние» и «Бегущие от Лангольеров» Стивена Кинга, а также художественные фильмы по его произведениям «Кладбище домашних животных» и «Тоннель».

«Он нашёл лазейку, чтобы приобрести телевизионные права у Дино Де Лаурентиса, который ничего с ними не делал, — добавляет Харрисон. — После фильма Линча сложилось мнение, что книгу невозможно адаптировать для телевидения или кино. Она слишком сложна, плотна и масштабна. В 80-х и 90-х были мини-сериалы, но никому не приходило в голову сделать так с «Дюной». Поэтому я полетел в Лос-Анджелес, мы встретились в Art's Deli, и я, по сути, представил ему проект как Шекспира. В «Дюне» три части: «Дюна», «Муад’Диб» и «Пророк». Я хотел сделать каждую часть одной ночью телевидения. Это мир Империи с правящими домами, различными соперничающими группировками, такими как Ландсраад и Бене Гессерит, и Космическая гильдия.

Я хотел возвысить материал. Не делать его в стиле оригинальной «Звёздный крейсер „Галактика“» или «Вавилона-5». Это человеческая драма, а не космическая опера. Затем к проекту присоединился Sci-Fi Channel, что дало Ричарду необходимый импульс. У меня ушло около шести месяцев на написание трёх частей, и мы получили добро. Оставалось собрать команду, которая действительно сможет вознести этот проект».

Очевидно, Рубинштейн где-то прочитал, что Уильям Хёрт очень любит «Дюну», поэтому позвонил ему и спросил, заинтересует ли его мини-сериал. Харрисон и Хёрт вскоре пообедали в Нью-Йорке и сразу нашли общий язык. С одним ключевым актёром на борту Харрисон сказал своему помощнику режиссёра, работавшему в Мексике над фильмом, освободить осень, потому что они будут снимать «Дюну»!

 

«Витторио Стораро снимал тот фильм, и я сказал своему помощнику: «Так, ради смеха, упомяни об этом Витторио — вдруг он захочет приехать в Прагу и поработать над телевизионным мини-сериалом». Стораро уже был связан с «Дюной» одно время, когда Ходоровский пытался её собрать, и вёл переговоры с Ридли Скоттом за много лет до того, как за неё взялся Дэвид Линч. Витторио рассказал мне о определённом стиле, который хотел бы использовать, мы вовлекли его в проект — и дело пошло. Так что я переехал в Прагу в августе 1999 года и вернулся домой следующим летом».

Прочитайте также  Магония - царство Спрятанное в облаках из которого на землю приходят «небесные корабли»

Благодаря взвешенному подходу к материалу и умению интуитивно чувствовать ритм и темп, Харрисон и его прославленная творческая команда совершили чудо.

«Большинство говорящих ролей мы нашли в Великобритании, но Чехия была отличным местом для съёмок. Мы рассматривали Будапешт и Прагу, а я также ездил в Северную Африку. Мы с Витторио обсуждали возможность снять всё на студии, поскольку это телевидение и ограниченный бюджет. Мы говорили о создании очень стилизованной, театральной «Дюны». Это был определённый риск, и, думаю, телеканалы немного волновались. Они ожидали подхода в стиле «Звёздных войн» с обилием визуальных эффектов, которые мы не могли себе позволить при том уровне качества.

Даже когда мы снимали сиквел три года спустя — «Дети Дюны», который я также писал и продюсировал, разница в спецэффектах была колоссальной. Мы немного опередили своё время, но я до сих пор очень горжусь результатом. Мне нравится, как это выглядит, и как мне удалось сохранить драматизм истории, не скатываясь в бесконечные перестрелки в космосе. Книга — о власти и человеческих конфликтах.

Уильям Хёрт присоединился к нам только спустя добрых шесть недель, когда его декорации были готовы. Как-то вечером, увидев работу Витторио и нашего художника-постановщика Мильена, он подошёл ко мне и сказал: «Боже, вы, ребята, серьёзно к этому относитесь, да?» Уильям был великолепен и действительно выложился на все сто».

Подбор исполнителя на ключевую роль мессии Пола Атрейдеса оказался простой задачей — нужно было найти своего рода «чистый лист», актёра без узнаваемого бэкграунда. Молодой британский актёр Алек Ньюман идеально соответствовал видению сценариста и режиссёра.

«Я аргументировал телеканалу Sci-Fi, что мы можем заполнить главные роли — Императора, Герцога Лето, Герни Халлека и Барона — известными актёрами, но Пол должен быть вроде как неизвестным, чистым холстом, чтобы мы узнавали его на протяжении фильма, — объясняет Харрисон. — Дени Вильнёв удалось весьма эффективно превратить Тимоти Шаламе в Пола Атрейдеса. Но к моменту начала съёмок он только становился восходящей звездой, а не тем суперзвездой, которым является сейчас, так что это сработало. Лондонский кастинг-директор познакомил меня с Алеком. Он играл в пьесе с Кейт Бланшетт в Вест-Энде. В ночь нашей встречи он сильно болел и чуть не отменил её. Мы встретились, он прочитал несколько отрывков, которые я написал, и после этого я сказал Ричарду, что, кажется, нашёл нашего парня».

Для ключевой роли коварного Барона Владимира Харконнена Харрисон хотел уйти от того, что сделал с персонажем Линч, сделав его чрезмерно гротескным и извращённым.

«Мне совершенно неожиданно прислали плёнку, и я не знал, кто такой Иэн Макнис, — признаётся он. — Я написал Барона так, что он говорит рифмованными двустишиями. Я сидел в своём кабинете в Праге, смотрел запись, и он произносит одну из главных речей о том, как он уничтожит Атрейдесов. Он такой крупный, весь на взводе, с огромной шапкой рыжих волос, потому что у Барона, якобы, были такие. В конце он так разъяряется, что хватает себя за волосы и срывает свой рыжий парик. И я понял — вот он!»

Харрисон надеялся подчеркнуть и сохранить ключевые элементы «Дюны», очистив её до основных тем, и результатом стала яркая адаптация, которой он гордится и которую включает в своё звёздное портфолио.

««Дюна» — это история молодого человека, превращающегося из неопытного юнца в героя. Частично это навязано ему. Но это не простая героическая история. Это очень расчётливая попытка с его стороны и стороны его матери повлиять на фременов, чтобы поднять восстание против Империи. Затем, если двигаться дальше, через «Мессию Дюны» к «Детям Дюны», понимаешь, что он развязал нечто, что уже не может контролировать, и он это осознаёт. У Фрэнка Герберта есть фраза, повторяющаяся в книге: не доверяй героям. Я хотел убедиться, что эта арка человеческой драмы была передана».

«Дюна Фрэнка Герберта» вышла на канале Sci-Fi в течение трёх последовательных вечеров с 3 по 5 декабря 2000 года и стала рейтинговым триумфом для канала. Несмотря на ограниченный телевизионный бюджет и спецэффекты среднего уровня, сериал получил две премии «Эмми» — за выдающуюся операторскую работу и выдающиеся визуальные эффекты. Он стал важным звеном в цепи экранизаций «Дюны», доказав, что глубина и сложность вселенной Герберта могут быть переданы не только в кино, но и в формате многосерийного повествования, где есть место тонкой политической интриге и философским размышлениям. Поклонникам «пряности» или тем, кто не отличает Харконнена от ментата, стоит отыскать этот сериал по случаю его большого серебряного юбилея.


В нашем Telegram‑канале, вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь:


Оставьте Комментарий

Добавить комментарий