Серафим Саровский — об искушении дьяволом, болезнях и унынии
«Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов зерно пшеничное», учил преподобный Серафим Саровский.
Святой родился 19 июля 1759 года в Курске. Родители назвали его Прохором. Отец мальчика занимался строительством домов. Когда ребенку было три года, он умер. Мальчик остался на воспитании у матери, которая с самого рождения поняла, что ребенок — Божий избранник. В 17 лет Прохор решил уйти в монастырь служить Богу. Мать не препятствовала, видя в сыне призвание.
Прохор приехал в Саровскую обитель 20-го ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Много молился, читал книги и трудился. Два раза в неделю – по средам и пятницам он держал пост и ничего не ел. В остальные дни принимал еду только один раз в день.
В 1780 году молодой Прохор тяжело заболел, все тело его распухло. Никто не мог понять, что это за недуг. Три года продолжались мучения. Из них полтора Прохор пролежал в постели, практически не вставая и никто уже не надеялся на выздоровление.
Отец Пахомий, видя, что послушнику грозит смерть, предложил вызвать врача. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством – причастием Св. Тайн».
Старец Иосиф отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащён и скоро встал на ноги. Никто не понимал, как мог он так быстро выздороветь. Позже отец Серафим открыл тайну: после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обращаясь к Иоанну лицом и указывая рукой на Прохора, она сказала: «Этот Нашего рода!».
13-го августа 1786 года, Прохор был пострижен в сан инока. При посвящении ему было дано имя Серафима (пламенный). В 34 года его возвели в сан иеромонаха. После чего он решился на отшельнический образ жизни. Он удалился в пустынную келию (20-го ноября 1794-го года, в день прихода в Саровскую пустынь). Носил постоянно одну и ту же убогую одежду.
На балахоне висел крест, которым благословила его родная мать, отпуская из дома. В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. Кормился тем, что выращивал своими руками летом на грядках. Собирал мох с болот, рубил дрова и много молился.
Дьявол пытался искушать его. Он поднимал тело его в воздух и оттуда с такою силою бросал об пол, что, если бы не Ангел-Хранитель, то кости от таких ударов просто переломались бы, но он все терпел и не смог его одолеть сатана.
Отец Серафим объяснял, почему люди болеют и как справиться с недугом. А также рассказал, как победить дьявольское искушение.
«Тело есть раб, душа – царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями: ибо от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей».
«Отними грех, и болезни оставят; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает святой Василий Великий (Слово о том, что Бог не есть причина зол, с. 213): «Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам».
«От неспокойного и не в меру принужденного мысленного занятия бывает головная боль. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более».
«Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы. Если бы были достойны, то бы все кланялись нам».
«Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению святого Исаака Сирина: уничижи себя, и узришь славу Божию в себе (гл. 57, л. 121 об.)
«Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается».
«С ближним надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления».
«Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень».
«Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом».
«Мы любить ближнего должны не менее, как самих себя, по заповеди Господней: возлюбиши ближнего своего яко сам себе (Лк. 10; 27)»
«За обиду, какая бы ни нанесена была, не только нельзя мстить, но нужно простить от всего сердца».
«Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других».
«Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай».
«Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов зерно пшеничное».
Сегодня люди предоставлены самим себе, потому что миром правит сатана. Об этом свидетельствует все, что происходит с людьми. И это пророчествовал писатель-мистик Василий Гоголь, мечтающий изобразить образ Христа, но умело воплощающий бесов.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ