Тайна новозеландского тамильского колокола

 

Странный бронзовый артефакт озадачивал ученых более века, в том числе и тем, как он оказался так далеко от дома.

Тайна новозеландского тамильского колокола

Прибыв в деревню маори в пышных лесах Северного острова Новой Зеландии в конце 1830-х годов, корнуоллский миссионер Уильям Коленсо заметил нечто любопытное. Это было знаменательное событие – Коленсо стал первым европейцем, посетившим эту общину, но его внимание привлек горшок. Согласно его рассказу, женщины маори готовили “картофель” (возможно, кумара, клубень, похожий на сладкий картофель) в бронзовом горшке на очаге, а не более традиционным способом, помещая раскаленные камни в деревянный сосуд. Это было особенно странно, потому что деревня не наладила торговлю с иностранцами и поэтому, подумал Коленсо, не имела доступа к бронзе, которую в то время на острове не производили.

Коленсо присмотрелся. Это был действительно странный горшок. Примерно 16 см в высоту и 15 см в поперечнике, он имел заметные выступы и неровную кромку, как будто часть горшка откололась. На бронзе были выбиты буквы и закорючки на каком-то языке. Это был не горшок, понял Коленсо. Это была верхняя часть корабельного колокола.

Женщины маори рассказали Коленсо, что этот колокол был у них на протяжении многих поколений: Их предки нашли его в корнях дерева, которое упало во время шторма. Заинтригованный, Коленсо обменял колокол на чугунный горшок. После его смерти в 1899 году этот предмет был завещан Колониальному музею, который впоследствии стал Музеем Новой Зеландии Te Papa Tongarewa, расположенным в Веллингтоне.

Тайна новозеландского тамильского колокола

Более века ученые ломали голову над этим предметом, известным как “Тамильский колокол” за его рельефную надпись на тамильском языке, на котором сегодня говорят в юго-восточной Индии, Шри-Ланке и Сингапуре. Почти все остальное о колоколе, включая то, как он оказался в Новой Зеландии, оставалось загадкой, пока в 2019 году в Веллингтон не приехала Налина Гопал, любознательный музейный куратор из сингапурского Центра индийского наследия. Ее упорная детективная работа выявит удивительные подробности о колоколе, а также поставит новые вопросы.

Первое прикосновение к холодной бронзе тамильского колокола разожгло интерес Гопал. “Это был сюрреалистический момент”, – говорит она, ее глаза загораются при воспоминании. Как и Коленсо почти двумя веками ранее, Гопал была поражена несоответствием тамильского колокола.

Не существует ни исторических записей, ни археологических свидетельств того, что тамильские мореплаватели когда-либо плавали в Новую Зеландию или торговали с ней.

Проще говоря, колокол не поддается объяснению. “Он похож на НЛО”, – говорит Гопал.

Прочитайте также  Тайна Сфинкса

Первоначальная выпуклость колокола исчезла, и осталась только корона, которая не намного больше ее сомкнутых рук.

Гопал покопалась в предыдущих теориях о колоколе. Еще в 1882 году новозеландский ученый Уильям Маскелл считал, что колокол мог оказаться во владении какого-то путешествующего моряка, который оставил его в качестве сувенира в одном из портов Южной Азии, но на Северном острове каким-то образом потерял. В своей книге “Загадки Новой Зеландии”, вышедшей в 1996 году, историк Робин Госсет предположила, что корабль-призрак – его команда погибла или покинула судно – мог дрейфовать тысячи километров, прежде чем потерпел крушение у берегов Новой Зеландии.

Тайна новозеландского тамильского колокола

 

Люди, знакомые с тамильским колоколом, сходились в одном: он должен быть очень старым. В конце концов, он выглядел старым, а шрифт ранее датировался 14-м или 15-м веком.

Гопал, носитель тамильского языка из южной Индии, сразу же отвергла это заключение. “Чем старше становится тамильский язык, тем труднее его читать, потому что он все дальше уходит от сегодняшнего письма”, – говорит Гопал, добавляя, что, когда она увидела колокол, “я смогла прочитать тамильский”. С помощью археолога, специализирующегося на анализе древних шрифтов, Гопал выяснила, что колокол, скорее всего, был изготовлен в 17 или 18 веке.

Затем она обратила внимание на смысл надписи, которая ранее переводилась как “колокол корабля Мохидина Букса”. Хотя английское написание этого имени было неопределенным – оно могло быть Mohideen Baksh или Mohaideen Bakhsh – было принято считать, что колокол определенно принадлежал кораблю, принадлежавшему Мохидину Буксу. Гопал обнаружила обратное.

“Перевод надписи на колоколе был довольно буквальным”, – говорит она. “И я не думаю, что они провели много исследований о том, кем или чем мог быть Мохидин Букс”.

Просматривая книги в поисках дополнительной информации, она наткнулась на работу Дж. Раджа Мохамада, исследователя из Тамилнада и бывшего хранителя регионального музея. Мохамад пытался разгадать тайну колокола с 1980-х годов.

Мохамад был первым, кто предположил, что Мохидин Букс мог быть не владельцем корабля, а названием самого корабля. Гопал и Мохамад объединили усилия, чтобы узнать больше. Мохамад изучал морские архивы Тамилнада, а Гопал прочесывал документы в Национальном архиве Сингапура. Документы по морским перевозкам являются аналоговыми и требуют многочасовых кропотливых поисков. Их тщательная работа привела к неожиданной находке.

Тайна новозеландского тамильского колокола

Корабль начала 20-го века в гавани Вангераи на Северном острове Новой Зеландии и недалеко от деревни маори, где корнуоллский миссионер Уильям Коленсо обменял чугунный котел на артефакт, ныне известный как тамильский колокол.

Прочитайте также  Древние артефакты из Гватемалы обладают мощным магнитным полем

“Многие мусульманские торговые сообщества в Юго-Восточной Азии почитали святого по имени Мохидин Букс”, – говорит Гопал. Мохидин Букс, как они с Мохамадом узнали, было общим названием для кораблей, плывущих из Тамилнада. “Идея заключалась в том, что корабль будет защищен, потому что он назван в честь святого”, – говорит Гопал.

Она увидела надпись на тамильском колоколе “Mohideen Bux udiya kappal udiya mani” в новом свете. “Удия” означает “принадлежащий кому-то”, – говорит Гопал. “Возможно, в данном случае они имели в виду, что корабль находился под опекой святого, а не то, что он принадлежал какому-то человеку”.

Гопал и Мохамаду не удалось установить связь между тамильскими кораблями и Новой Зеландией. Они не нашли никаких свидетельств утраченных торговых сетей и не смогли точно определить, на каком корабле мог находиться тамильский колокол. По словам Мохамада, после того, как в 1975 году история о колоколе получила широкую огласку в местных СМИ, несколько семей в регионе предъявили на него права. Три семьи считали, что они происходят от морских торговцев, которые, возможно, когда-то владели кораблем с таким названием. Одна семья даже обратилась в музей Те Папа с просьбой вернуть колокол в Тамилнад, где, по их мнению, он должен был находиться.

Когда Гопал вернулась в Сингапур, она взяла колокол с собой, одолжив его Центру индийского наследия. По словам Гопал, в течение семи месяцев, пока он находился на выставке перед возвращением в Те Папа, он привлекал тамильских мусульман, которые были рады увидеть этот фрагмент своего прошлого.

В конечном итоге, Гопал считает, что колокол должен остаться в Новой Зеландии. “Это часть путешествия колокола”, – говорит она. Возможно, добавляет она, колокол сможет делать то, что он, по-видимому, делал всегда: перемещаться, посещая различные музеи, как когда-то корабль, перевозивший его, заходил в дальние порты.

Пока же колокол покоится в Те-Папе, по-прежнему облаченный в ореол тайны.

 

В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Похожие статьи


ДРУГИЕ НОВОСТИ
 

 

Добавить комментарий