В Древнем Риме есть для нас серьезное предупреждение
Когда негодяй ушел, власть была передана высокопоставленному сенатору, чье уважение к порядочности стало казаться самой обнадеживающей добродетелью. Государственным кораблем теперь должна была управлять пара надежных рук.
Я говорю, конечно, о римском императоре Коммоде и его преемнике Пертинаксе. Сын императора Марка Аврелия, Коммод правил как единственный император в течение 12 лет (180–192 гг. Н. Э.), Его правление было омрачено вечным скандалом. Император не особо ценил традиционное приличие. К радости некоторых и разочарованию многих, Коммод сам участвовал в гладиаторских представлениях. Мы можем только представить, что бы он сделал с Twitter.
Поэтому, когда свирепая эпидемия вновь возникла с огромной жестокостью — на пике, она, как говорили, убивала до 2000 римлян в день, — напряжение накалялось еще больше. По словам одного современного сенатора, сам Коммод был проклятием страшнее любой чумы. В конце концов, неподобающий император был задушен борцом Нарциссом в своей ванне по настоянию группы заговорщиков.
Проведение параллелей между нами и римлянами — излюбленная комнатная игра любителей истории, хотя среди профессиональных историков может показаться немного грубым использовать наши тренировки, чтобы относиться к Риму как к зеркалу нашего времени. Но у этих параллелей есть и серьезная сторона: то, как мы понимаем прошлое, неизбежно влияет на то, как мы понимаем настоящее. То, что мы можем узнать, размышляя об этой главе о Древнем Риме, — это не столько пример для подражания или тщательно продуманные решения наших собственных кризисов, сколько другая чувствительность, осознание того, какой могущественной силой была природа на протяжении всей истории человечества.
Мы неизбежно привносим свои собственные тревоги и чувства в изучение прошлого. Мы также предлагаем новые инструменты и методы, чтобы помочь нам разобраться в этом. В результате даже самые перелистываемые страницы по-прежнему говорят нам то, чего мы не ожидали. Сегодня мы справедливо обеспокоены тем, что наши экологически безрассудные действия будут иметь последствия, и это заставляет нас воспринимать аспекты истории, которые мы упускали раньше или обходили слишком поспешно.
Эпидемия при Коммоде была частью пандемии, известной как чума Антонина. Впервые он появился во времена правления отца Коммода Марка Аврелия. Не было в чума, в смысле бубонной чумы, явно ужасная болезнь, которая появится на более поздних этапах римской истории.
Какой микроб был ответственен за чуму Антонина, остается неясным, хотя большинство специалистов считают, что наиболее вероятным виновником является предок вируса оспы. Антониновая чума — один из примеров более широкого урока, который становится очевидным при изучении болезней человека: многие из самых злобных микробов в истории человечества не так уж и стары. Они возникли и эволюционировали в масштабе человеческого времени в последние тысячелетия и столетия — и в ответ на возможности, которые мы непреднамеренно им предоставили. Второй урок заключается в том, что здоровье человека и здоровье животных неразделимы. Наши отношения с окружающей средой отражаются на нас, иногда с разрушительной силой.
Вирус оспы является менее 2000 лет. Антониновая чума вполне может представлять собой раннюю стадию ее эволюции как патогена человека. Как и многие вирусы, возбудитель оспы принадлежит к семейству, многие представители которого заражают мелких млекопитающих, например грызунов. По мере того, как человеческие общества расширяются и становятся более взаимосвязанными, мы сталкиваемся с животными и их болезнями. Эволюция неустанно экспериментирует с адаптацией к новым хозяевам, и некоторые из этих экспериментов, к сожалению, оказываются успешными.
Антониновая чума была таким экспериментом. Даже не понимая микробиологии болезни, римляне знали, что чума Антонина пришла извне, что это было что-то новое, появившееся с ужасающей яростью. Они считали, что эпидемия была устранена их собственными солдатами во время кампании за пределами римских границ, на территории современного Ирака. Скорее всего, микроб просто распространился по оживленным торговым путям, которые связывали практически весь Старый Свет. Римляне вели активную торговлю с Восточной Африкой, Ближним Востоком, Индией и Китаем. Так случилось, что первый задокументированный прямой контакт между Римом и Китаем произошел в тот самый год, когда разразилась чума Антонина при Марке Аврелии. Хотя это ничто по сравнению с нашим «плоским» миром, римляне пережили один из самых важных этапов в долгой истории глобализации. Тогда, как и сейчас, одним из непредвиденных последствий было заражение.
Антониновая чума могла быть одной из первых «пандемий» в истории, если под этим термином мы подразумеваем взрывную вспышку болезни в межконтинентальном масштабе. Переживание пандемии не только заставляет нас видеть разные слои прошлого, но также может вдохновить нас более чутко прислушиваться к нашим древним источникам. Например, Covid-19 сделал психологическое значение ежедневного числа погибших в наших древних текстах — например, 2000 человек, погибших в день в Риме при Коммоде — гораздо более реальным и ярким, чем когда-либо прежде. Описания трупов, наспех брошенных в могильные ямы, мертвых, лишенных священных ритуалов, которые так тщательно соблюдались в обычное время, когда-то воспринимались как гипербола. Спустя долгое время после того, как Covid-19 закончился, такая интимная травма — близких, уходящих в мучительное одиночество, уважительных ритуалов, которые отвергаются или откладываются, — скорее всего, останется.
Окончательное число погибших от чумы Антонина неизвестно и непостижимо, и предположения заслуживают уважения. имеют дальний от 2 процентов до 25 процентов населения. Я рискнул подсчитать где-то от семи до 10 миллионов в империи из 70 миллионов душ. Однако один из самых трудных парадоксов заключается в том, что чума Антонина была таким же признаком успеха империи, как и ее грехи или стрессы. Рим был поражен вершиной могущества и процветания — именно потому что Эта власть и процветание сделали экологически более вероятным появление и распространение такой микробиологической проблемы.
В результате эпидемии дуга роста Рима был резко закончился. Военное господство Рима было утрачено и так и не восстановлено полностью. Тем не менее, римляне были стойкими, и нам повезет, если наша страна выживет так же долго, как римляне после этого смертельного разрушения.
Возвращение к той роли, которую природа сыграла в истории Рима, напоминает нам, что мы тоже экологически уязвимы, и судьба нашего общества лишь частично находится под нашим контролем. Ощущение нашей хрупкости не должно делать нас фаталистами. Скорее, это должно вдохновить нас не успокаиваться. Даже с помощью всех инструментов современной биологической науки мы не могли точно предсказать, когда и где возникнет новая пандемия. Но нас предупредили, и эти предупреждения остались без внимания, отчасти потому, что мы рассказывали истории о себе, подразумевая, что мы были освобождены от природы, что мы невосприимчивы к шаблонам прошлого.
Роль истории гуманистическая. Его цель — помочь нам увидеть эти закономерности и принять их близко к сердцу, потому что они человеческие. История сильна, потому что мы можем отождествлять себя с надеждами, глупостями и печалями тех, кто был до нас. Признавая пределы их силы перед лицом природы, мы также можем признать свои собственные. Это урок, который нам следует принять во внимание. Антониновая чума не была последней смертельной пандемией, с которой столкнулись римляне. И Covid-19 не будет нашим.
Кайл Харпер, профессор классики и литературы в Университете Оклахомы, является автором книги «Судьба Рима: Климат, болезни и конец империи »и предстоящий выпуск« Чумы на Земле: болезни и ход истории человечества ».
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ