Вуду: правда о самой загадочной и темной религии в истории
Странные ритуалы, зомби и загадочные куклы — вот что у нас сегодня в основном ассоциируется с вуду. Понятно, что эта система верований гаитянского происхождения вызывает большое любопытство. Однако столь же интригующей, как и мистицизм, окружающий вуду, также является история происхождения этой религии и того, как она повлияла на облик всего региона.
Все начинается в 1510 году, когда на Гаити прибывает первый корабль с африканскими рабами. Эти люди попали в новый мир, но, тем не менее, они не просто занимались бездумным трудом, вопреки представлениям рабовладельцев. Вырванные из своей среды, они не забыли культуру и религию своих предков. В медленном процессе слияния старых африканских верований, ритуалов карибских индейцев и христианства возникнет уникальная религиозная смесь.
Антропологи, изучающие гаитянскую общину, довольно ясно говорят о ее происхождении. Потомки сегодняшних чернокожих гаитян были в основном народами, населявшими земли в Гвинейском заливе.
В шестнадцатом и семнадцатом веках они будут постепенно переброшены в Эспаньолу (первоначальное название Гаити), потому что коренные индейцы не выдержали тягот жизни под игом испанцев. Как и в случае с другими индейскими племенами, рабский труд и болезни, принесенные европейцами, уничтожили коренное население.
Вырубка лесов, работа в шахтах или плантации сахарного тростника превращают Гаити в настоящий ад на земле для чернокожих переселенцев. Однако их африканская религия дает им некоторое облегчение и поддержку. Ритуалы карибских индейцев и католическая религия белых хозяев постепенно вплетаются в верования рабов. Исповедание одной религии не означает, что вам запрещено исповедовать другую. Крещенные католическими миссионерами рабы, днем смиренно участвуют в христианских ритуалах и тайно практикуют старое африканское колдовство под покровом ночи.
Черный ад
Из-за тяжелых условий труда и жизни рабы неоднократно бунтовали или убегали в горы в центре Гаити. Первое восстание не заставило себя долго ждать: оно вспыхнуло в 1522 году (через 12 лет после прибытия на Гаити первых чернокожих рабов).
Высоко в горах беглецы основывают поселения, где они могут беспрепятственно исповедовать свою религию. Ритуалы сопровождаются дикими танцами, а грохот барабанов, раздающихся среди гор (постоянный элемент религии Гаити), должен был вызывать настоящий страх у колонизаторов. В 1697 году к испанцам на Гаити присоединились французы, которые захватили западную часть острова. Со временем были полностью запрещены всевозможные ритуальные танцы и религиозные собрания.
Впоследствии, рабы даже за хранение амулетов, статуэток или других фетишей, связанных с вуду, подвергаются жестоким наказаниям. Между тем, выращивание сахарного тростника развивается, а рабский труд становится еще тяжелее. Это приводит к значительному увеличению смертности рабов, которые живут в неволе в среднем всего 10 лет.
В начале 18 века надвигающийся конфликт все больше ощущался на острове. Чтобы держать рабов под контролем, белые «правители» начинают применять еще более строгие меры дисциплины. Но, тем не менее, французы и испанцы начинают бояться бунтов и непонятной религии, которую рабы тайно исповедуют.
Одним из первых чернокожих лидеров стал Франсуа Макандаль. В 1751–1757 годах он организовал крупномасштабную диверсионную акцию против французских рабовладельцев. Его смерть на костре в 1757 году лишь временно успокаивает положение на острове. Революция на Гаити достигла своего апогея в 1790 году, и одним из ключевых элементов, которые объединят всех повстанцев, станет религия вуду.
Революция вуду
Во время боев рабы оказали ожесточенное сопротивление французам, испанцам и англичанам. Повстанцев активно поддерживали жрецы вуду (хангани) , которые провозгласили, что души погибших во время боев вернутся на землю их предков. Начало гаитянской революции является важным этапом в процессе формирования вуду.
Здесь большое значение придается сомнительному событию, произошедшему 14 августа 1791 года. Один из первых поднявшихся вождей и великий жрец вуду, известный как Букман, провел торжественную церемонию. Согласно легендам, в ключевой момент мессы разразилась огромная буря, и на месте ритуала появилась старая загадочная женщина.
Она принесла в жертву черную свинью, кровь которой должны были пить все участники церемонии. Через несколько дней после этого инцидента рабы начали одерживать все больше побед. После нескольких лет сражений в 1804 году повстанцы, наконец, добились успеха. Гаити стала второй страной в Америке (первыми были США), победившей колонистов и получившей независимость.
Даже после обретения независимости, когда политическая ситуация в Гаити очень динамично менялась, вуду продолжало оставаться связующим звеном между всеми, кто жил на острове. Вскоре эта религия вступит в завершающую стадию своего развития, покинет Гаити и приобретет качества, которыми она известна сегодня.
Американские боги
Подобно Гаити, процесс смешения старых африканских религий с индийскими верованиями и христианством происходил по всему Карибскому бассейну и Южной Америке. Например, такие религии, как кандомбле и умбанда родились в Бразилии, сантерия родилась на Кубе, а обеа — на Ямайке.
Однако из всех этих верований вуду стало самым популярным и распространилось от Гаити до других частей Америки. В частности, один город оказал большое влияние на его окончательный облик. Это был Новый Орлеан, который в 19 веке стал новой столицей вуду. Произошло это благодаря Мари Лаво, также известной как королева вуду.
Она была девушкой-мулаткой, которая родилась в 1794 году в семье белого фермера и чернокожей женщины. Ее первый муж умер через 7 лет после свадьбы, и вскоре Мари стала пассией влиятельного французского аристократа Луи Кристофа Деумина де Глапиона. С ранних лет она была причастна к культу вуду и со временем стала его великой жрицей (мамбо).
Последователи вуду в то время имели плохую репутацию в сообществе Нового Орлена, и многие считали их поклонниками дьявола. Мари решила изменить социальное восприятие вуду и включить в него еще больше элементов, связанных с христианством. Его элементы уже прочно укоренились в верованиях гаитян, и наиболее важные божества вуду изображались как Бог христиан и католические святые.
Нанэ Булуку отождествлялся с Богом-Отцом, а Оришала — как бог милосердия, и ассоциировался с культом Богородицы. Шанго стал олицетворением Св. Иоанна Крестителя, а Легба изображался как св. Петр. Змеиный бог Дамбалла занимал особое место в пантеоне богов вуду. Он, в свою очередь, как создатель космоса и людей, принял облик Моисея.
Мари Лаво решила включить в вуду и другие христианские элементы. Католические религиозные предметы, такие как кресты, статуи святых и святая вода, стали частью ритуалов Нового Орлеана. Ненавидимая католической церковью, Лаво начала проводить своего рода маркетинговую кампанию в поддержку религии Гаити, и мода на вуду постепенно росла. Однако в конце своего жизненного пути Лаво изменилась, вернулась в лоно католической Церкви и дистанцировалась от вуду.
Вуду люди
Процесс становления и развития вуду — яркое отражение истории Карибского бассейна и Америки. Религия Гаити несет на себе клеймо работорговли и процесса деколонизации, и даже в новейшей истории Гаити она играла важную роль во внутренней политике. Франсуа Дювалье, автократ, правивший Гаити с 1957–1971 годов, сделал вуду государственной религией.
Дювалье, также известный как Папа Док, основал свое правление на действиях секретной и чрезвычайно жестокой полиции Тонтон-Макута (названной в честь одного из злых духов, ловящих непослушных детей). Дювалье изменил флаг Гаити и дал ему цвета, связанные с вуду, черный и красный.
Многие гаитяне считали, что он сам был злым духом по имени Барон Самеди, и что он может превратить своих политических противников в зомби. У него также была поддержка традиционных священников, которых он использовал для распространения государственной пропаганды. С другой стороны, полиция Тонтон Макут несет ответственность за распространение атмосферы страха и ужаса. Они не получали государственной зарплаты, а жили за счет грабежей. Они убивали невинных граждан, а также политических противников правительства.
Сын Папы Дока, Жан Клод Дювалье (известный как Бэби Док), продолжил политику своего отца без серьезных изменений с 1971 года. Его правление закончилось в 1986 году, когда он был изгнан из страны в результате очередной гаитянской революции. Период после падения Бэби Дока по понятным причинам ознаменовался временным падением популярности вуду, но после непродолжительного кризиса веры гаитяне вернулись к религии своих предков.
Сегодня вуду частично утратило религиозное измерение в коллективном сознании. Однако эта религия постоянно присутствует в современной поп-культуре. Мистические ритуалы, магические заклинания и таинственная аура способствовали тому, что вуду стало все чаще появляться в литературе и на киноэкранах. Однако многие забывают, что эта религия не только достопримечательность Нового Орлеана и Гаити, это вечно живая система убеждений, которая оставила очень сильный след в бурной истории Карибского бассейна.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ