Железные колонны Индии

 

“Во дворе одного из храмов Дели стоит металлическая колонна, возраст которой не меньше четырех тысяч лет – на ней нет и следа ржавчины, – заявил Эрих фон Дэникен в книге “Колесницы богов”. – Необходимо добавить, что в сплаве, из которого она состоит, нет серы или фосфора. Из глубокой древности до нас дошел этот непонятный сплав…” Вывод – виноваты пришельцы, научившие древних индусов чудесам металлургии.

железные колонны
Колонна перед развалинами мечети. Снимок 1950-х годов.

Как обычно у Дэникена, здесь что ни слово, то неправда. Колонне, стоящей у развалин мечети Кувват ул-ислам, “всего” 1600 лет. На ней четко и ясно написано на санскрите после описания войн и прочих безобразий: “Чандра, чей лик красив, словно полная луна, самозабвенно верующий в Вишну, воздвиг сей высокий штандарт Божественного Вишну на холме Вишнупада”. Для тех, кто не может одолеть санскрит, рядом в 1903 г. установили мраморную табличку с переводом на английский. Чандра – это царь Чандрагупта II (376-414 г. н. э.).

Там, где колонна стоит сейчас, нет никаких холмов. Дело в том, что колонна была привезена в Дели как трофей султаном Кутб уд-дин Айбеком, который поставил ее перед мечетью в память о своих победах. Султан сбил с ее вершины символ Вишну (скорее всего, сверху было изображение птицы Гаруды, на которой летал Вишну), но надпись Чандрагупты не тронул. По мнению историков, холм Вишнупада находился на территории города Удайягири.

железные колонны
Колонна в наши дни, после установки ограды.

Таскать колонну было несложно: она не тяжелая (ок. 6 тонн) и не громадная: высота 7,2 м, диаметр в основании – 43,5 см, на верху капители – 22,3 см. Но что предохраняет ее от ржавчины?

Здесь мы заметим, что Дэникен опять неправ: в составе металла есть фосфор (0,25%) и сера (0,005%). Фосфора даже слишком много, в пять раз больше, чем надо по нормативам современной металлургии. Кроме того, в колонне содержится углерод (0,15%), кремний (0,05%), марганец (0,05%), никель (0,05%), медь (0,03%), и азот (0,02%). Остальное приходится на чистое железо (99,395%).

железные колонны
Размеры колонны и способ ее крепления.

“Непонятный” для Дэникена сплав – всего лишь кричное железо, полученное из магнитного железняка без плавки. Добытую руду дробили в мелкий порошок, очищали от пустой породы промыванием и смешивали с древесным углем, а потом подвергали в печах обжигу при температуре 1000-1200°С (тогда как железо плавится при 1530°С). Получившиеся крицы обрабатывали молотами, выжимая ненужные примеси и увеличивая плотность слитка.

Прочитайте также  Ученые обнаружили череп, доказывающий существование древнего народа из легенд

 

Раскаленные болванки “сращивали” друг с другом ковкой, а потом шлифовали места стыков (сейчас это называют “кузнечной сваркой”). Следы стыков и швов видны на колонне, доказывая, что она не отлита из расплавленного железа. На нее потратили 250-300 чушек, что требовало как минимум двух недель работы завода с 10 печами и участия 150-200 человек. Качество сварки оказалось хорошим: в 1738 году она выдержала артиллерийский обстрел. Мечеть рухнула, а колонна стоит, хотя следы от ядер до сих пор видны на ее боках.

железные колонны
Хвалебная надпись царя Чандры (Чандрагупты II). plaza-escorts.com.

 

надпись
Перевод надписи на английский язык.

Колонна сопротивляется ржавчине только там, где она находится на воздухе – подземная ее часть покрыта слоем ржавчины толщиной более сантиметра, а в местах стыков основание проржавело больше чем на 10 см. Верх капители, где после дождя задерживается вода, тоже серьезно заржавел.

Помогает колонне не ржаветь чрезвычайно сухой воздух Дели. Журнал “Nature” (Vol. 172, Sept. 12, 1953) опубликовал таблицу скорости коррозии стали и цинка в разных городах. Дели оказался на втором месте по сухости климата, уступив только Хартуму в Судане. Даже в период муссонов влажность делийского воздуха превышает критическое значение, при котором металл заметно подвергается коррозии, только в утренние часы. Кроме того, колонна сильно прогревается и высыхает за минуты даже после дождя, а роса на ней не оседает.

колонна
Способ крепления капители. Наполнителем служил свинец.

Однако главный защитный механизм колонны – пленка из окислов, покрывающая поверхность в местах, контактирующих с воздухом. В нижней части колонны толщина пленки порядка 50 микрон. Эта часть буквально отполирована телами людей, верящих в примету: если удастся встать спиной к колонне и сомкнуть за ней руки, человеку обязательно повезет. Только в 2004 году колонну окружили прочной оградой, чтобы предохранить защитный слой от истирания.

Там, где слой кто-то поцарапал пряжкой или еще чем-то, колонна сразу начинает ржаветь. Только через несколько лет все защитные свойства восстанавливаются и царапина становится неотличимой от других, нетронутых мест. Выше, куда не дотягивались люди, слой пленки достигает 500-600 микрон. Не дает пленке стать ржавчиной фосфат железа (FePО4). Избыток фосфора, в металлургии считающийся серьезным недостатком (металл получается менее прочным), случайно превратился в достоинство.

железные колонны
Железная колонна из Бхаратпура покрыта толстым слоем ржавчины.

Железные столбы есть и в других местах Индии, только про них говорят куда меньше – все они давно проржавели. Кусок делийской колонны, отвезенный на берег моря, заржавел со всех сторон: защитный слой не справился с агрессивной средой. Если бы султан перевез колонну на побережье, там она проржавела бы за считанные годы и никогда не стала знаменитой.

Лит.: Gosta, Wranglen. The “Rustless” iron pillar at Delhi // Corrosion Science, 1970, Vol. 10, p. 761-770; Balasubramaniama R., Ramesh Kumar A.V. Characterization of Delhi iron pillar rust by X-ray diffraction, Fourier transform infrared spectroscopy and Mossbauer spectroscopy // Corrosion Science, Vol. 42, 2000, p. 2085-2101; Balasubramaniama R. On the corrosion resistance of the Delhi iron pillar // Corrosion Science, Vol. 42, 2000, p. 2103-2109; The iron pillar of Delhi // Journal of the Franklin Institute, Vol 156, № 4, 1903, p. 296; Kamachi Mudali & Baldev Raj. Insitu corrosion investigations on Delhi iron pillar // Transactions of The Indian Institute of Metals, Vol. 62, Issue 1, Feb. 2009, p. 25-33; The Delhi Pillar // Nature, Sept. 12, 1953, p. 499-500; Sprague de Camp, L. The iron pillar of Delhi // Analog, 1972, № 9 (Vol. XC, Sept. 1972); Алексеев С. Железная колонна в Дели // Химия и жизнь, 1979, № 4, стр. 90-93; Ребров М. Лунное железо на Земле? // Не может быть (М.), 1993, № 15; Кашин, Валерий. Колосс Чандрагупты – еще одно чудо света // Наука и жизнь, 2009, № 6, стр. 56-59; Тер-Еремян, Иов. “Белое железо” халибов // Техника-молодежи, 1976, № 8.
 

В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Прочитайте также  Древняя пирамида в западной части острова Ява

Поделитесь в вашей соцсети👇

Похожие статьи


ДРУГИЕ НОВОСТИ
 

 

Добавить комментарий