Деградация цвета в исторических картинах: Ученые раскрывают правду о пигментах эпохи Возрождени
Рассматривая картины в музее, можно заметить, что цвета шедевров эпохи Возрождения явно менее яркие, чем в их первоначальном виде. На протяжении многих лет специалисты по сохранению искусства и исследователи были озадачены тенденцией этих произведений искусства к выцветанию и изменению цвета.
Ранее эти изменения связывали с воздействием света, однако то же самое происходит даже в том случае, если исторические картины хранятся в темных помещениях. Новое исследование классических картин показало, что истинным виновником является влажность.
Исследование пигментов эпохи Возрождения
Деградация цвета исторических картин была изучена группой ученых из Стэнфордского источника синхротронного излучения (SSRL) при Национальной ускорительной лаборатории SLAC Министерства энергетики США в сотрудничестве с исследователями из Амстердамского университета, Рейксмузеума и других учреждений. Их рецензируемое исследование было направлено на изучение присутствия мышьяка As(V) вместе с сульфидным красителем мышьяка под названием орпимент.
Ранее уже проводились исследования, которые выявили роль As(V) в деградации цвета, но глубинные причины остаются загадкой. Чтобы понять процесс преобразования пигментов в As(V), исследовательская группа использовала картину XVII века «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе», написанную Яном Дэвидсоном де Химом. На этом шедевре цвет желтой эглантиновой розы, расположенной в центре картины, медленно становился белым.
Образец был подвергнут интенсивному рентгеновскому излучению, генерируемому на пучковых линиях SSRL, чтобы тщательно проанализировать детали изменения цвета. Поскольку рентгеновское сканирование позволяет получить двухмерное изображение поперечного сечения Живопись картины купить, исследователи могут точно определить местоположение мышьяка.
После получения изображений рентгеновский микроскоп был использован для изучения химического состава мышьяка с более высоким разрешением и 3D-технологией. Сочетание рентгеновских методов позволило команде успешно составить карту путей деградации.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что ухудшение цвета связано с влажностью, поскольку она обеспечивает путь для проникновения мышьяка, что подтвердила ученый из SSRL Йоханна Нельсон Векер. Также было замечено, что, вопреки предыдущему мнению консерваторов, мышьяк не ограничивался участками, на которые был нанесен пигмент орпимент.
В будущем исследователи планируют получить новые сведения о взаимодействии света и пигментов. Кроме того, они также намерены определить конкретный диапазон уровней влажности, которые провоцируют рост мышьяка в пигментах.
Пигменты на основе мышьяка
Мышьяк — элемент, встречающийся в природе в земной коре. Этот металлоид широко распространен в окружающей среде и в небольших количествах присутствует в горных породах, воздухе, воде и почве. Обычно он встречается в виде минерала в сочетании с серой и другими металлами, хотя может существовать и в виде чистого элементарного кристалла. В своей неорганической форме мышьяк может быть очень токсичным.
Минералы, содержащие мышьяк, включают сульфиды, арсенаты, оксиды и другие формы. Минералы, содержащие мышьяк, могут давать пигменты различных цветов, когда они связаны с другими хромофорами.
Художники XVI века, особенно из Венеции, считаются «колористами» эпохи Возрождения. Особый цвет венецианской палитры — насыщенный глубокий оранжевый, который широко использовался примерно с 1490 года. Для получения этого цвета использовались желтый сульфид мышьяка орпимент и оранжевый реальгар.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ