Хатор — одно из величайших женских божеств Древнего Египта
Один из самых крупных и сложных пантеонов богов принадлежит Египту. В этом пантеоне Хатор — богиня неба и матери, изображенная с коровьим рогом (или коровьей головой) вместе с солнечным диском на голове.
Несомненно, Хатор — одно из величайших женских божеств Древнего Египта. Считается, что ей поклонялись уже в додинастический период, но большинство свидетельств ее важности можно найти в записях более поздних династий.
Иногда она упоминается в Тексты пирамид и гораздо чаще в Текстах для гробов конца третьего тысячелетия до нашей эры («Глаз Гора»), а затем и в других религиозных литературных произведениях.
На севере, в дельте Нила, она также была «Глазом», принимая форму богини-кобры-хранителя. Wadjet, символ которого помещался на лбу фараонов.
Большинство обычных форм богини — это корова, львица, змея, платан или папирус, который «был домом Хатхор, неба и богини-матери, поскольку она была богиней». 1
В форме коровы Хатор — животворящая богиня, тесно связанная с плодородием. Она считалась символической матерью каждого фараона, но это была не единственная связь между ней и фараоном. Хатор была женой Хоруса, и каждый фараон считался земным воплощением ГорИтак, из-за этой связи каждый фараон имел право называться «сыном Хатхор».
Она была известна как жена или мать Гора. Ее имя было включено в иероглифический знак, представляющий обнесенное стеной здание или двор, и буквально означает «дом Гора», имея в виду мифологическую роль богини как матери древнего бога-сокола.
Хатор — целитель и защитник
Женщины в Древнем Египте верили в ее защиту. Ей поклонялись вместе с Хорусом и их сыном Ихи в Дендере, а затем и во многих других культовых местах. Считалось, что она «жила в горной цепи, которая протянулась от Дейр-эль-Бахари до Дейр-эль-Медине. Посвященные ей святыни строились годами на каждом конце хребта, на севере и юге ». 1
Многие титулы, атрибуты, личности и ассоциации свидетельствовали о важности Хатор.
Прихожане также считали ее целительницей и защитником, потому что в одном мифе говорится, что она вернула Гору зрение после того, как Сет ранил его глаз. Известно, что она очищала больных и даже лечила их водой из реки Нил.
Она защищала дома, благословляла пары плодородием, присматривала за беременными женщинами и детьми и распространяла радость в домах.
Богиня радости, празднования, любви, удовольствия и танца
Ее любимым музыкальным инструментом был систрум (разновидность погремушки). Встряхивая его, она пыталась отогнать злых духов и дурные влияния. Одна история, относящаяся ко времени поклонения Хатхор в Дендере, гласит, что люди верили, что у нее и Хоруса был сын по имени Ихи, бог в древнеегипетской мифологии, который символизирует музыкальный экстаз игры на систре. Его имя означает «игрок систрума».
Чувственность богини повлияла даже на таких великих божеств, как Вне. Легенда гласит, что однажды Ра был в депрессии, и Хатор, вероятно, хотела поднять ему настроение, поэтому она танцевала перед ним обнаженной, пока он внезапно не начал улыбаться. В этом особом случае жрецы Хатор быстро переместили ее статую из святилища на крышу храма, так что она снова была символически намного ближе к Ра, и теперь он улыбался.
«Жрецы и жрицы Хатора были опытными музыкантами и актерами. Они создавали ритуалы, которые были столько же искусством, сколько и ритуалом. Люди приходили в храм Хатхор, чтобы получить объяснение снов или когда им требовалась искра вдохновения. Египтяне смотрели на Хатхор примерно так же, как греки смотрели на своих девяти муз. Хатор была настолько популярна, что у нее было больше празднований, чем у любого другого египетского божества. Разве это удивительно, когда она ассоциируется с удовольствием и радостью? У нее также было больше детей, названных в ее честь, чем у любого другого божества. Присвоение ребенку имени определенного бога или богини должно было дать этому ребенку естественную связь с этим божеством. Дать ребенку, мужчине или женщине, имя, включающее имя Хатор, означало придать этому ребенку естественную грацию и красоту. Это имя даровало этому ребенку все дары Хатор, включая плодородие, изобилие, грацию, красоту и сострадание ». 2
Хатор — Разрушительная львица Сехмет
Также она, вероятно, олицетворяла ночное небо или Млечный Путь. Однако ее связь с небом очевидна. В текстах пирамид 546 написано: «Мой килт, который на мне, — Хатор, мое перо — перо сокола, и я взойду в небо», и это ссылка на Гора и Хатор как на небесных божеств.
Имя Хатор означает «Храм Гора» (Хувт-Хор) и как таковое еще больше демонстрирует, что она «Владычица Неба», в то время как Хорус был назван «Повелителем Неба».
Но есть также явная ассоциация Хатхор с бог солнца Ра. Видя плохое отношение людей к нему, Ра решил наказать их, послав свое «Око Ра» (богиня Хатор), которая наказала людей, так что они начали тонуть в своей крови. Это Ра приказал своему Оку Хатхор превратиться в Сехмет, богиня-львица, и приказал ей преподать урок людям. Напуганный резней, Ра на следующий день спас выживших после этой резни. напоив Хатор.
Поскольку древнеегипетская культура существовала несколько тысяч лет, ее люди часто объединяли старые верования с новыми.
Кроме того, одно божество часто ассоциировалось с другим. Так было и с Хатор, однако ее отношения с другими богами довольно сложные. В верованиях древних египтян она была матерью, дочерью и женой и имеет несколько персонификаций и идентичностей.
Иногда она прекрасна, мила и чувственна, а в других случаях она удивляет нас как богиня разрушения, например, действуя под видом другого божества.
Как погребальную богиню Хатор отождествлялась с подземным миром, особенно в Фивах, столице Египта в течение долгих периодов в эпоху Среднего и Нового царства, с некрополем на западном берегу реки Нил. Этот район находился под защитой Хатхор — «леди Запада», изображавшейся в виде коровы (связанной с плодородием), покидающей засушливую пустыню. Умирающие люди верили, что однажды в загробной жизни они будут защищены ею.
Считается, что древние греки опознали свою богиню любви, Афродита с Хатор и в финикийском городе Библ, она почиталась как «Госпожа Библоса».
Ее слава вышла далеко за пределы Египта.
А. Сазерленд — AncientPages.com
- Уилкинсон, Аликс. «Символизм и дизайн в древних египетских садах». История сада22, нет. 1 (1994): 1-17.
- Пейдж Дж. Байлз К. Призывание египетских богов
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ