Иоанн Креститель
Иоанн Креститель относится к числу наиболее значимых библейских персонажей, почитаемых не только в различных ветвях христианства, но и в исламе. Основные события его биографии подтверждаются как религиозными, так и историческими источниками. Неудивительно, что связанным с ним реликвиям придаётся большое значение. В особенности это касается главы Иоанна Крестителя, на обладание подлинным экземпляром которой претендуют несколько церквей.
Согласно библейскому преданию, после того, как Иоанн Креститель был обезглавлен, его голова была захоронена отдельно от тела на Елеонской горе. Начало истории этой реликвии православная и католическая традиции описывают схожим образом, рассказывая о «трёх обретениях» главы Иоанна Крестителя. Впервые она была обнаружена вельможей Иннокентием, когда он начал строительство церкви на Елеонской горе. В этой церкви она и хранилась некоторое время, однако после смерти вельможи церковь обветшала и реликвия была утеряна. Второй раз голова Иоанна Крестителя была обнаружена в царствование императора Константина Великого. Она несколько раз меняла обладателя, в течение некоторого времени хранилась вблизи византийского города под названием Эмеса, и в итоге была перенесена в Константинополь. В период общественных и религиозных волнений происходивших в Константинополе в 8–9 веках нашей эры, глава Иоанна Крестителя была снова перенесена в Эмес, а потом в византийский город Команы. После окончания волнений она снова оказалась в Константинополе.
О дальнейшей истории реликвии достоверных сведений гораздо меньше. Существуют свидетельства о том, что глава Иоанна Крестителя была разделена на фрагменты, которые попали в различные католические и православные монастыри. Поэтому признание подлинности одной из реликвий не обязательно означает, что остальные являются поддельными: возможно, речь идёт лишь об отдельных фрагментах.
Места, где может находится глава Иоанна Крестителя. Источник: National Geographic.
Представители православной веры считают подлинной голову Иоанна Крестителя, хранящуюся в Амьенском соборе (север Франции). Считается, что она была привезена в Амьен крестоносцами после взятия Константинополя в начале 13 века. Реликвия представляет собой человеческое лицо (кроме нижней челюсти), укреплённое на серебряном блюде и покрытые стеклянным колпаком. В средние века реликвия находилась в главном городском соборе и привлекала паломников со всей Франции. В пользу подлинности свидетельствует и тот факт, что в начале 16 века папа римский просил передать ему фрагмент мощей для одной из римских церквей.
В конце девятнадцатого века, когда благодаря развитию исторической науки были выявлены многочисленные случаи изготовления подложных мощей, амьенская реликвия стала привлекать гораздо меньше внимания, и упоминания о ней стал более редкими, хотя напрямую сомнений в её подлинности никто не высказывал.
В 1958 году настоятель Амьенского собора сообщил, что в одной из церквей Вердена (восток Франции) хранится кость, которую уже несколько веков почитают как нижнюю челюсть Иоанна Крестителя. Изучением этой реликвии и её сопоставлением с амьенскими мощами занялась комиссия, в состав которой вошли учёные-медики. В результате проведённых исследований удалось установить, что верденская реликвия анатомически несовместима с черепом, хранившимся в Амьене и, скорее всего, имеет более позднее происхождение. Кроме того, удалось приблизительно определить возраст амьенской реликвии: между 500 г. до н. э. и 1000 г. н. э. Вероятно, череп принадлежал человеку европеоидной расы, дожившему до 25 лет.
По версии, признаваемой католической церковью, подлинные мощи Иоанна Крестителя хранятся в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Она была построена в 8 веке н.э. на месте древнего языческого храма. Значительной перестройке она подвергалась в 12-ом и 17-ом веках. Слова «in Capite» в названии церкви и происходят от главы (по-латински «Caput») Иоанна Крестителя, которая хранится в часовне, расположенной по левую сторону от входа На официальном сайте церкви не сообщается какой-либо информации о том, как именно реликвия попала в церковь, или о каких-либо исследованиях, подтверждающих её подлинность.
авиабилеты Москва-Венеция http://aviroom.ru/airtickets_moskva-veneciya/
Сведений о фрагменте главы Иоанна Крестителя, находящемся в Германии, немного. По заявлениям представителей Мюнхенской резиденции – крупного исторического дворцового комплекса – эта реликвия находится в сокровищнице резиденции. Вероятно, она оказалась в числе драгоценностей, привезённых в Мюнхенскую резиденцию баварским герцогом Вильгельмом V.
По мусульманской версии, глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Место, где она впоследствии была построена, считалось святым ещё до прихода на эту территорию арабов: здесь находился языческий храм, а с 4 века н. э. – христианский собор. В 7 веке арабы завоевали эту местность и построили мечеть, однако внутри неё сохранилась базилика Святого Иоанна.
Сохранилось сообщение арабского историка 10 века Ибн аль-Факиха об обнаружении во время строительства подземной часовни, где и хранилась глава Иоанна Крестителя. Арабский правитель Халид ибн аль-Валид приказал захоронить голову под одной из колонн мечети, и затем заделать это место мраморными плитами.
В отличие от упомянутых выше католических храмов, в мечети Омейядов реликвия не демонстрируется для посетителей, и её существование подтверждается лишь отдельными свидетельствами. Почитание этой реликвии среди мусульман сохраняется и сейчас. Мусульманские женщины приходят к базилике Святого Иоанна и совершают приношение Богу во имя Иоанна Крестителя, если они не могут забеременеть, если у них заболел ребёнок или не хватает денег.
На обладание мощами Иоанна Крестителя, претендует также принадлежащий к коптской христианской церкви монастырь Святого Макария в Вади Натруне, основанный в 4 веке н. э. В 1969 году была начата реконструкция монастыря. Исторические здания на его территории были полностью восстановлены, причем в работах принимали участие профессиональные археологи.
Во время реставрационных работ в главной церкви Святого Макария под её северной стеной был обнаружен склеп, посвящённый Иоанну Крестителю и пророку Елисею. Местонахождение этого склепа упоминалось в рукописях 11 и 16 веков, обнаруженных в монастырской библиотеке. Обнаруженные в нём останки были собраны в специальный реликварий и помещены в церковь Святого Макария. На официальном сайте монастыря сообщается, что был опубликован подробный отчёт об исследовании, подтверждающий подлинность находки. Однако, нет явного упоминания о голове Иоанна Крестителя, и вполне возможно, что речь идёт о других останках.
В августе 2010 года CNN сообщила об археологической находке, сделанной в Болгарии. Под алтарём посвящённой Иоанну Крестителю базилики 5 века н. э., расположенной на острове в Чёрном море вблизи южного побережья Болгарии был найден реликварий, содержащий восемь фрагментов кости, в том числе части черепа и костей лица. Руководитель раскопок Казимир Попконстантинов сообщил также, что реликварий был помещён в небольшую ёмкость из песчаника, по периметру которой была сделана надпись на древнегреческом: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, Июнь 24». Эта дата, отмечаемая христианами как дата рождения Иоанна, является прямым указанием на возможное происхождение костей.
Многие археологи, в том числе болгарские, встретили это известие с определённым скептицизмом. Определённая критика прозвучала и в адрес директора Болгарского национального исторического музея Божидара Димитрова, который сделал заявление о том, что место обнаружения останков Иоанна Крестителя может стать центром религиозного туризма.
Найденные реликвии были переданы представителям православной церкви для дальнейшего изучения, поскольку пока об их принадлежности нельзя делать однозначных утверждений. Специалист по культуре Византии Энтони Истмонд сообщил, что свидетельства о существовании в этой местности почитания мощей святых восходят к 2 веку н. э. По его словам, вполне вероятно, что реликвии, обнаруженные в Болгарии, были когда-то приобретены первыми появившимися здесь христианскими монахами, которые, несомненно, считали их подлинными останками Иоанна Крестителя, перенесёнными из его могилы в Святой Земле. Проведённое позднее в Университете Копенгагена исследование ДНК показало, что все обнаруженные фрагменты костей принадлежат одному человеку – мужчине, жившему на Ближнем Востоке.
Пытаясь выяснить, какие из описанных реликвий являются подлинными, нужно учитывать, что на протяжении всей истории христианства, в особенности, в Средние века, обладание мощами святых имело не только религиозное, но и политическое значение. Пытаясь проследить их историю, профессор Джордж Казан отмечает значительное промежутки времени, которые проходили между достоверными упоминаниями реликвий в исторических источниках, что затрудняет прослеживание их перемещений. В то же время, эти упоминания не сводятся к описанным выше «трём обретениям» главы Иоанна Крестителя. Впервые два экземпляра реликвии одновременно упоминаются в исторических источниках уже в 5 веке: по одним свидетельствам она находилась в Сирии, по другим – была обнаружена в Эмесе и перенесена в Константинополь.
Не исключено, что подлинными можно назвать оба экземпляра – профессор Казан предполагает, что они могли состоять лишь из фрагментов, поскольку ранее останки Иоанна Крестителя были повреждены язычниками. Также не исключено, что подлинными или отчасти подлинными являются и какие-либо другие описанные в данной статье находки. Говорить об их подлинности с точки зрения строгой науки можно лишь с определённой долей вероятности.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ