Почему Кремль на картине Фёдора Алексеева выглядит заброшенным
Картина 1800 года, изображающая Московский кремль и ров вокруг него, поражает тем, что художник нарисовал центр столицы каким-то неухоженным, без людей. Картина, как считается, принадлежит художнику Федору Алексееву. Всего им создано более десятка полотен с видами Москвы, и как минимум два из них выбиваются из общей идеи красоты центральной части города.
Сюжетная основа
Народ привык к тому, что Москва всегда чистенькая и облагороженная. Сейчас я говорю о главных улицах и достопримечательностях столицы, так как даже после революций, пожаров и других катастроф люди старались побыстрее привести их в порядок. И поэтому на большинстве картин и фотографий Кремль и близлежащие улицы всегда изображаются в красивом виде.
Но на картине Ф. Алексеева все немного иначе: стены Кремля, мост, некоторые соборы покрыты мхом, из расщелин в кирпичной кладке пробиваются кустики, сами башни в подтеках, как будто их давно не красили или постоянно «обрабатывала» непогода. Еще картина поражает тем, что художник не изобразил на ней людей.
Картина рисовалась из окон здания Главной аптеки, на ее месте теперь располагается Исторический музей. На переднем плане изображен Алевизов ров, осушенный и заросший кустарником. Под мост среди кустов ведет тропинка – видимо, тут все же ходили люди. Но почему рвом и постройками никто не занимался? Ведь растения пробрались даже на стены Кремля, а это, как известно, рушит кладку.
Кто такой художник Алексеев
Федор Яковлевич Алексеев являлся известным русским живописцем рубежа XVIII-XIX веков. Он был крупнейшим мастером русской ведуты – искусства изображения городских пейзажей. Большинство полотен Алексеева хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Некоторые утрачены во время Революции и Второй Мировой войны.
Император Павел I дал заказ Федору Алексееву зарисовать московские виды, так как художник специализировался на изображениях городов – у него есть много картин, посвященных Петербургу, Венеции и пр. И в 1800-м году Алексеев отправился в Москву выполнять повеление императора. В путешествии он написал только одно полноценное полотно, но сделал много эскизов, над которыми потом трудился, вернувшись в Петербург.
В некоторых источниках говорится, что Павел поручил Алексееву воспроизвести городские пейзажи, достоверные с исторической и археологической точки зрения. То есть фантазировать художник не мог. Тогда почему большая часть его картин отличается от той, что мы описали выше? Вот например, эта: белые здания, ухоженная набережная, все чин по чину.
Картины серии – «Красная площадь в Москве»
Обратимся к другой картине Федора Алексеева, так же изображающей Кремль. Здесь на первом плане выступает Красная площадь. Повсюду снуют люди, идет торговля в каменных рядах, дамы и господа разъезжают в каретах, бегают дети и собачки. Но сам Кремль тоже какой-то тусклый, с полусмытой краской. Стены обросли деревьями и кустарниками, будто за зданием уже добрый десяток лет никто не ухаживал. Зато на этом фоне Собор Василия Блаженного сверкает яркими разноцветными красками, новенькой облицовкой стен и ухоженностью.
Как известно, только это полотно было написано с натуры, а после него Алексеев работал уже с эскизами. Художник объяснил решение так: в Москве столько прекрасных видов, что не знает, с чего начать, хочется запечатлеть все. Эту картину Алексеев в 1801 году подарит Александру I, ставшему императором после смерти Павла. Много лет картина хранилась в разных местах, и в итоге передана в 1917 году П.А. Бурышкиным в Третьяковскую галерею.
А вот еще одна картина художника, изображающая другую сторону Кремля. Народа здесь также много и на башнях такая же буйная растительность, которую не рубили годами. Площадь вообще покрыта травой, кое-где валяются булыжники. Картина выглядит тускнее, чем та, где изображена Красная площадь, но видно, что стены Кремля тоже неухоженные.
Вид Кремля у Спасских ворот. 1801. Хранится в Государственном историческом музее.
Так кто же автор?
Несколько картин той же серии утеряны (в Википедии можно найти полный список того, какие произведения Алексеева сохранились до наших дней), и складывается мнение, что не все полотна принадлежат перу самого Алексеева. Может быть, он сделал только эскизы, а дорисовывали ученики, своими глазами не видевшие Москву. Тем более, нужно учесть тот факт, что в те годы столицей был Санкт-Петербург, и, возможно, ученикам казалось, что нет особой необходимости превозносить московские стены.
Еще есть версия, что в это время Москва действительно была несколько неухоженной по той причине, что большая часть денег из казны уходила на «обслуживание» Петербурга. Нам этого не узнать. Хотя бы потому, что большая часть изображенных на картинах Алексеева зданий не сохранилась в даже приблизительно в том виде, или вообще исчезла после московского пожара в 1812 году.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ