От лунной гонки к науке: Как астронавты Apollo стали геологами

Нил Армстронг едва не совершил роковую ошибку. Заметив необычный камень в горной породе, он решил исследовать его внутреннюю структуру. Взяв молоток, астронавт ударил по камню, но тот оказался слишком хрупким — вместо того чтобы расколоться, он разлетелся на осколки. Один из них впился в руку Армстронга, оставив глубокую кровоточащую рану.
К счастью, это происходило не на Луне, а во время тренировки в Техасе, в районе Биг-Бенд. Армстронг учился быть геологом, а не просто пилотом, и эксперты NASA смогли вовремя его поправить, чтобы подобные ошибки не повторились в реальной миссии.
Еще в начале 1960-х руководители NASA, такие как администратор Джеймс Уэбб, понимали: полеты на Луну должны стать не только политическим триумфом, но и научным прорывом. Однако идея сделать науку частью Apollo встретила сопротивление. Для многих программа была лишь инструментом холодной войны — способом обогнать СССР в космической гонке. Ученые тоже опасались, что финансирование «лунных» исследований лишит поддержки другие проекты, особенно в зарождающейся планетологии.
Но сегодня NASA ассоциируется с наукой во многом благодаря Apollo. И ключевой дисциплиной в тех миссиях стала не физика или астрономия, а геология. Луна, как известно, состоит из камней. Огромных кратеров, горных хребтов, равнин — всё это требовало изучения. Астронавтам предстояло не просто высадиться, но и привезти ценные образцы. А для этого их нужно было обучить азам полевых исследований.
Геологи вроде доктора Берта Кинга взялись тренировать астронавтов, быстро поняв: бывшие летчики не выносят лекций в классах. Тогда ученые перешли к полевым выездам. Первым стал Гранд-Каньон — его масштабы, по замыслу Кинга, должны были вдохновить подопечных. Часть экипажей увлеклась, другие сохраняли равнодушие, но всех мотивировало негласное правило: чем лучше навыки в геологии, тем выше шанс попасть в лунную миссию. Это был блеф — NASA не учитывало «успеваемость» при отборе, — однако геологи поддерживали легенду.
Тренировки прошли в Биг-Бенд, на ранчо Филмонт и других локациях Юго-Запада США. Эти места мало напоминали Луну — их геология формировалась тектоникой и водой, чего на спутнике нет. Однако разнообразие пород позволило дать астронавтам ускоренный курс полевой геологии. Ночью же экипажи могли отдохнуть — благо, пабы находились неподалеку.
Астронавтов учили всему: как находить важные структуры, собирать образцы, делать замеры, описывать ландшафт и даже фотографировать для науки, а не для туризма. Каждая миссия Apollo, начиная с 12-й, несла набор инструментов «ALSEP» — сейсмометры, магнитометры, детекторы солнечного ветра и тепла. А еще — арсенал «низкотехнологичных» инструментов: молотки, кирки, щипцы, контейнеры и даже грабли. Но главными инструментами оставались глаза и руки. Только астронавты могли мгновенно оценить, стоит ли образец внимания, и решить, что именно изучать на чужом мире.
К миссии Apollo 17 подготовка достигла пика — на Луну отправился профессиональный геолог Харрисон Шмитт. Он игнорировал заранее составленный план, действуя по обстановке. Результаты превзошли ожидания: за время программы астронавты собрали 382 кг образцов, обнаружив породы возрастом до 4.5 млрд лет. Эти данные перевернули представления о происхождении Луны, подтвердив теорию её образования от удара Земли с телом размером с Марс.
Методы, отработанные в Apollo, легли в основу современных межпланетных миссий. Марсоходы, зонды к астероидам, проекты по доставке грунта — всё это наследие «лунных геологов». Сегодня, когда NASA готовится к возвращению на Луну, их опыт снова стал актуален. Ведь, как и полвека назад, за политическими амбициями стоит простая истина: без науки покорение космоса теряет смысл.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.