Пропавшая Мария Магдалина и странный жест апостола Фомы: настоящие секреты “Тайной вечери” Леонардо

 

Олимпиада в Париже завершилась, но публика до сих пор теряется в догадках: что же означает главный образ Игр-2024, который организаторы продемонстрировали на церемонии открытия? Речь про сцену, в которой угадывается пародийный отсыл к “Тайной вечери” Леонардо да Винчи. Организаторы оправдываются тем, что странные фрики были олимпийскими богами Древней Греции. Но нас на мякине не проведешь… Справедливости ради и сам оригинал, созданный рукой великого флорентийца, таит в себе огромное количество секретов и загадок, многие из них не разгаданы до сих пор. Вот главные из них.

Пропавшая Мария Магдалина и странный жест апостола Фомы: настоящие секреты “Тайной вечери” Леонардо

1. Апостол Иоанн или Мария Магдалина?

Посмотрите на фигуру справа от Иисуса. Глаза вам говорят, что это молодая, красивая женщина, и весь ее облик дышит невыразимой печалью. А ведь это никто иной, как Иоанн Богослов, согласно официальной версии! Это несоответствие между увиденным и провозглашенным породило теорию о том, что Леонардо на самом деле изобразил Марию Магдалину. Она была одной из немногих женщин-последовательниц Христа и единственной из всех его учеников, которая присутствовала при его распятии, погребении, а кроме того стала первой свидетельницей воскресения Иисуса из мертвых.

Если это так, то возникает вопрос: почему Леонардо не только включил женщину в число участников тайной вечери, но и отвел ей самое почетное место — по правую руку от Христа? Ведь по идее там должен был располагаться апостол Петр, именно его Иисус называл камнем, на котором будет построена церковь.

Писатель Дэн Браун, автор бестселлера “Код да Винчи”, высказывал мысль о том, что “Тайная вечеря” это зашифрованное послание потомкам. По версии Брауна, Леонардо был главой ордена, хранившего один из главных секретов христианства: Мария Магдалина была женой Иисуса и родила от него ребенка. Иерархи церкви по каким-то причинам замалчивали роль Марии, как жены и единомышленника. А да Винчи об этой тайне иносказательно поведал в росписи.

Существует несколько веских причин, по которым Леонардо вряд ли мог включить Марию Магдалину в число участников “Тайной вечери”.

  1. Ни одно Евангелие не говорит о присутствии Марии на прощальной трапезе. Зато святой Иоанн упоминается среди тех, кто разделил с Иисусом хлеб и вино. Леонардо был человеком экстравагантным, но заниматься фальсификацией истории и в те времена было делом неблагодарным.

  2. “Тайную вечерю” Леонардо писал для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане по заказу своего покровителя, герцога Лодовико Сфорца. Непосредственный контроль за исполнением работ осуществлял настоятель монастыря, чью трапезную и расписывал художник. Вряд ли он допустил бы столь вольное обращение со Святым писанием, тем более, что любой из членов братии тут же обратил бы внимание на святотатство.

  3. Фреска была закончена 1498 году. Этой же осенью переселился в мир иной великий инквизитор Томас Торквемада, при жизни которого по некоторым оценкам было сожжено на костре около 8 800 человек, а более 27 000 подвергнуты пыткам. Но дело выдающегося изувера жило и побеждало. В Италии тоже было небезопасно. Спустя 50 лет Римский Папа Павел II открыл филиал Священной инквизиции в Риме, самой известной жертвой этого учреждения станет в 1600 году Джордано Бруно. Со стороны Леонардо было бы верхом безрассудства иллюстрировать один из самых драматичных эпизодов Нового Завета в духе феминизма, когда люди лишались жизни за гораздо более невинные поступки.

Прочитайте также  "Фантастическая" находка в могиле: найдена самая древняя записка "из потустороннего мира"

Вывод:

Скорее всего, на росписи изображен именно Иоанн. Он был самым молодым из апостолов, на момент евангельских событий ему исполнилось не более 20 лет и по традиции его часто изображали трепетным безбородым юношей с длинными золотыми волосами. Что касается Леонардо, то у него было своеобразное представление о красоте. Очень часто на его картинах и рисунках мы можем встретить людей, который с одинаковым успехом можно отнести и к мужскому и женскому полу. Таким образом художник, вероятно, хотел подчеркнуть примат духа над бренным телом и его животной физиологической природой.

2. Какой жест показывает апостол Фома?

В основе шедевра лежит сюжет описанный в евангельских текстах, когда Христос собрал 12 апостолов на последнюю трапезу и сказал им: “Истинно говорю, один из вас предаст Меня”. Реакцию учеников на эти слова и изобразил Леонардо. Ему хотелось воспроизвести волну эмоций, которая расходилась после слов Христа вправо и влево, как круги на воде после брошенного туда камня.

Расположение апостолов на фреске «Тайная вечеря» слева-направо:

  1. Варфоломей — вскочил на ноги, потрясен, не может поверить в то, что услышал.
  2. Иаков Алфеев — пытается успокоить Петра, который выхватил нож, чтобы защитить Учителя

     

  3. Андрей — поднял ладони вверх, он как будто пытается остановить страшные события, которые за этим последуют.

  4. Иуда Искариот — сжимает в руке мешочек с деньгами. Это могут быть те самые 30 сребреников, которые он получил за предательство, либо пожертвования, ведь Иуда был казначеем общины.

  5. Петр — в одной руке держит нож, другой — отодвигает в сторону Иоанна. Как человек дела, он готов вступить в бой и наказать предателя.

  6. Иоанн — смиренно склонил голову перед судьбой. Кажется, он уже знал, что Иисус будет схвачен и казнен. Но до последнего не хотел в это верить.

  7. Иисус — спокоен и печален, он понимает, что его земной путь окончен и готов испить свою чашу до дна.

  8. Фома — с ним сложнее всего: он делает странный жест, поднимая указательный палец вверх. Такой жест часто можно увидеть сегодня в исполнении бойцов ММА. Так они подчеркивают, что победа пришла при помощи высших сил. Но здесь этот указательный палец явно означает что-то другое. Возможно, Фома хочет уточнить, является ли предателем только один из них? А может быть, этот жест отсыл к последующим событиям, когда Фома неверующий говорил, что не поверит в воскресение Христа, пока не вложит палец в раны на его теле. И искусствоведов нет пока однозначной трактовки.

  9. Иаков Старший — гневно разводит руки в стороны: “Предательство? Этого не может быть!”

  10. Филипп — как будто спрашивает Иисуса: “Неужели предатель — это я, Господи?”

  11. Матфей — кажется обращается к своим товарищам: “Невероятно! Вы слышали, что сказал Учитель?”

  12. Фаддей — судя по всему, перебирает в уме, кто из апостолов способен на предательство. Исследователи предполагают, что в образе Фаддея Леонардо изобразил самого себя.

  13. Симон — как бы взвешивает на весах слова Иисуса и призывает: давайте не будем горячится, может быть, все еще образуется.

Прочитайте также  Как спастись в голодные времена Антихриста? Наставления Паисия Святогорца

3. Прообразом Христа и Иуды стал один человек?

Леонардо хотел создать произведение, которое потрясет зрителей до глубины души. Для этой цели он использовал самые разные художественные средства. Так внутреннее пространство росписи продолжает реальные интерьеры трапезной. И даже тарелки на столе у апостолов нарисованы точно такими же, из которых ели монахи. Таким образом, Леонардо подчеркивал, что евангельские события это вовсе не дела давно минувших дней, борьба Добра и Зла продолжается ежедневно вокруг нас.

С этой концепцией связана интересная легенда. Она описана в романе Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим». Леонардо ставил своей сверхзадачей написать лицо Бога и лицо Дьявола. Натурщика для облика Иисуса он нашел легко. Один из певчих, которого художник увидел во время выступления церковного хора, идеально подходил для его цели. Светлое, одухотворенное лицо, ясный открытый взгляд — казалось, сам дух Божий жил в этом облике. Леонардо пригласил юношу в мастерскую и сделал серию эскизов и набросков. А вот модель для лица Иуды, который олицетворял собой Порок, все не находилась. Прошло уже три года, огромная роспись (4,6 на 8,8 метров) была почти готова. Оставался только Иуда. Наконец, Леонардо увидел пьяного оборванца, лежащего в канаве. На его лице явственно читались алчность, злоба, эгоизм и презрение к людям. Ученики художника извлекли пропойцу из лужи и привели в мастерскую, где Леонардо лихорадочно принялся делать зарисовки. Когда пьянчуга немного протрезвел, он узнал Леонардо — оказалось три года назад именно с него художник писал лик Христа. А потом в его жизни случился трагический перелом и певчий покатился по наклонной… Мораль легенды в том, что Бог и Дьявол живут в одном человеке, а его душа это поле битвы, которую ежедневно ведут Добро и Зло.

Подтвердить или опровергнуть эту легенду невозможно. От кисти Леонардо в “Тайной вечере” осталось не более 20 процентов. Краски на росписи очень рано стали деградировать, спустя 70 лет художник Джорджо Вазари писал, что видел вместо произведения искусства “тусклое пятно”. Шедевр много раз реставрировался, зачастую неудачно. Представление о том, как изначально выглядела роспись на стене трапезной, мы имеем благодаря ученикам да Винчи — их звали Джованни Пьетро Риццоли и Джованни Больтраффио. “Тайная вечеря” начала разрушаться еще при жизни Леонардо и, чтобы сохранить шедевр, они сделали копию на большим холсте. Копия сохранилась гораздо лучше (на нее ориентируются реставраторы), но насколько точно передала рука подмастерьев замысел Леонардо — мы не знаем. Судя по тому, что мы видим сейчас, гений Возрождения использовал для контраста другой прием — игру света и тени. Лик Спасителя открыт свету, а лицо Иуды скрыто тьмой, его сложно разглядеть, но можно мысленно дорисовать. В зависимости от того, каким мы представляем себе облик зла.

Автор: Ярослав КОРОБАТОВ.

 

В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Похожие статьи


ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

 

Добавить комментарий