Теория 21 грамма. Взвешивание человеческих душ
Один врач в начале XX века взвесил нескольких пациентов в момент смерти, чтобы определить вес их отлетающих душ. Он положил умирающих пациентов на весы и определил, что вес человеческой души составляет 21 грамм. Большинство религиозных людей верят в вечную жизнь для верующих, в продолжение жизненной силы, выходящей далеко за пределы смертной плоти. В таких системах верований смерть — это не конец, а преображение: хотя в момент смерти люди теряют свою телесную сущность, то, что сделало их уникальными существами, продолжает жить, чтобы воссоединиться с Творцом. Мы называем эту внутреннюю индивидуальность «душой» — сущность, описанная в словаре как «нематериальная сущность, оживляющий принцип или действующая причина индивидуальной жизни».
Однако, как бы мы ни верили в понятие «душа», эта жизненная искра остается исключительно предметом веры. Как бы ни была она важна для нашего восприятия самих себя, ее нельзя увидеть, услышать, понюхать, потрогать или попробовать на вкус, и это положение вещей не дает некоторым из нас покоя. Без души мертвый — это мертвый. Но если бы можно было доказать ее существование, то многие тревоги по поводу того, что происходит с нами после смерти, были бы сняты. Вера в то, что люди обладают душами, которые покидают их тела после смерти, и что эти души обладают обнаруживаемым физическим присутствием, существовала задолго до 20-го века, но утверждения о том, что души обладают измеримой массой, которая находится в определенном диапазоне весов, можно проследить по экспериментам, проведенным доктором Макдугалом в 1907 году.
Доктор Макдугалл, стремясь определить, «продолжают ли психические функции существовать как отдельная индивидуальность или личность после смерти мозга и тела», соорудил в своем кабинете специальную кровать, «расположенную на легком каркасе, построенном на очень деликатно сбалансированных платформенных балочных весах», чувствительных к двум десятым унции. Он уложил на эту кровать шесть пациентов, находившихся на последних стадиях неизлечимых заболеваний (четыре от туберкулеза, один от диабета и один от неустановленных причин), наблюдал за ними до, во время и после процесса смерти и измерял все соответствующие изменения веса.
Затем он попытался исключить столько физиологических объяснений наблюдаемых результатов, сколько смог придумать:«О комфорте пациента заботились во всех отношениях, хотя он был практически обездвижен, когда его положили на кровать. Он медленно терял вес со скоростью одна унция в час из-за испарения влаги при дыхании и испарения пота. В течение всех трех часов и сорока минут я держал конец перекладины немного выше равновесия около верхней ограничительной планки, чтобы сделать испытание более убедительным, если оно наступит. В конце трех часов и сорока минут он умер, и внезапно, одновременно со смертью, конец балки упал со звучным ударом, ударившись о нижнюю ограничительную планку, и остался там без отскока. Было установлено, что потеря веса составила три четверти унции.
Эта потеря веса не могла быть вызвана испарением влаги из дыхательных путей и пота, поскольку уже было установлено, что в его случае это происходит со скоростью одна шестидесятая унции в минуту, тогда как эта потеря была внезапной и большой, три четверти унции за несколько секунд. Кишечник не двигался; если бы он двигался, вес все равно оставался бы на кровати, за исключением медленной потери за счет испарения влаги, зависящей, конечно, от текучести кала. Мочевой пузырь выделил один или два драма мочи. Она осталась на кровати и могла повлиять на вес только путем медленного постепенного испарения и, следовательно, никак не могла объяснить внезапную потерю.
Оставалось исследовать еще один канал потери — выход всего остаточного воздуха из легких. Забравшись на кровать, мой коллега привел балку в состояние фактического равновесия. Вдох и выдох воздуха, сделанные мной с максимально возможным усилием, не оказали на балку никакого воздействия. Мой коллега сел на кровать, а я привел балку в равновесие. Насильственное вдыхание и выдыхание воздуха с его стороны не оказало никакого эффекта. В этом случае мы, конечно, имеем необъяснимую потерю веса в три четверти унции. Дело в душевной субстанции? Как еще мы можем это объяснить?»
Макдугалл повторил свой эксперимент с пятнадцатью собаками и заметил, что «результаты были одинаково отрицательными, никакой потери веса при смерти не было». Этот результат, казалось бы, подтвердил гипотезу Макдугалла о том, что потеря веса, зафиксированная при смерти человека, объясняется отходом души от тела, поскольку (согласно его религиозной доктрине) у животных нет души. (Объяснение Макдугалла, что «идеальные тесты на собаках были бы получены на собаках, умирающих от какой-либо болезни, которая делала их сильно истощенными и неспособными к борьбе», но «мне не посчастливилось получить собак, умирающих от такой болезни», заставило автора Мэри Роуч заметить, что «если не считать местной вспышки чумы, приходится предположить, что добрый доктор спокойно отравил пятнадцать здоровых собак для своего небольшого упражнения в биологической теологии»).
В марте 1907 года отчеты об экспериментах Макдугалла были опубликованы в «Нью-Йорк Таймс» и медицинском журнале «Американская медицина», что вызвало, по словам Мэри Роуч, «острую дискуссию» в колонке писем последнего:«Врач из Массачусетса Огастус П. Кларк обвинил Макдугалла в том, что тот не учел внезапное повышение температуры тела во время смерти, когда кровь перестает охлаждаться воздухом при циркуляции через легкие. Кларк предположил, что потоотделение и испарение влаги, вызванные этим повышением температуры тела, объясняют как падение веса мужчин, так и то, что собаки его не зарегистрировали. (Макдугалл возразил, что без кровообращения кровь не может поступать к поверхности кожи и, следовательно, не происходит поверхностного охлаждения». Макдугалл верил, что у него что-то получилось — четыре года спустя газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила на первой полосе, что он перешел к экспериментам, которые, как он надеялся, позволят ему делать снимки души:
«Доктор Дункан Макдугалл из Хаверхилла, который много экспериментировал в области наблюдения за смертью, в интервью, опубликованном здесь сегодня, выразил сомнение, что эксперименты с рентгеновскими лучами, которые собираются провести в Пенсильванском университете, будут успешными в изображении человеческой души, потому что рентгеновские лучи в действительности являются теневым изображением. Он допускает, однако, что в момент смерти душевная субстанция может прийти в такое возбуждение, что уменьшит препятствие, которое кости черепа обычно создают для рентгеновских лучей, и поэтому может быть показана на пластинке как светлое пятно на темной тени кости. Доктор Макдугалл убежден в результате десятка экспериментов с умирающими людьми, что душевная субстанция испускает свет, напоминающий свет межзвездного эфира. Вес души он определил от половины унции до почти унции с четвертью»
Макдугалл, похоже, не сделал больше никаких экспериментальных открытий в области измерения человеческой души после 1911 года (по крайней мере, ни одно из них не считалось достаточно выдающимся, чтобы о нем сообщалось на страницах «Нью-Йорк Таймс»), и он скончался в 1920 году. Тем не менее, его наследие продолжает жить в часто высказываемой идее о том, что человеческая душа весит 21 грамм. (В момент смерти вес первого подопытного Макдугалла уменьшился на три четверти унции, что составляет 21,3 грамма).
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ