Вера в Бога – заблуждение?

 

Когда в апреле разразилась пандемия, прихожане в Огайо игнорировали предупреждения не собираться. Некоторые утверждали, что их религия дает им иммунитет от COVID-19. В одном памятном CNN зажим, женщина настаивала на том, что она не заразится вирусом, потому что она была «покрыта кровью Иисуса».

Спустя несколько недель когнитивный психолог Стивен Пинкер прокомментировал опасность евангелической религиозной веры в эпоху коронавируса. Написав в Facebook, он сказал: «Вера в загробную жизнь – пагубное заблуждение, поскольку она обесценивает настоящую жизнь и препятствует действиям, которые сделали бы ее дольше, безопаснее и счастливее».

Пинкер, конечно, не первый, кто связывает или приравнивает религию к заблуждению. Биолог-эволюционист Ричард Докинз, вероятно, является самым известным современным сторонником этой точки зрения, интеллектуальные корни которой восходят, по крайней мере, к политическому теоретику Карлу Марксу и психоаналитику Зигмунду Фрейду. В его книге Заблуждение БогаДокинз утверждал, что религиозная вера – это «стойкая ложная вера, проводимая перед лицом сильных противоречивых доказательств», и, следовательно, бред.

Вера в Бога - заблуждение?

Был ли Докинз прав? Многие критиковали его аргументы по поводу философский а также богословский основания. Но связь между его тезисом и доминирующей психиатрической концепцией заблуждения рассматривается реже:

Это определение взято из «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации (APA), которое часто называют «библия»Психиатрии. Определение хорошо известно, но противоречиво, и те, кто считает вера в Бога бредом, могут не согласиться с последним предложением. Докинз, в свою очередь, одобрительно процитировал писателя Роберта М. Пирсига. наблюдение что «когда один человек страдает заблуждением, это называется безумием. Когда многие люди страдают от заблуждения, это называется религией ».

Итак, является ли различие между безумием и религией простой семантической придиркой? В новая бумага, мы рассматриваем исследования, в которых изучаются отношения – и различия – между религией и заблуждением.

Кража полового члена и патология

Определение заблуждения, данное APA, исключает широко распространенные убеждения. Это вбивает, казалось бы, произвольный клин между отдельными случаями явно патологической веры и случаями, когда убеждения с одинаковым содержанием имеют культурную поддержку.

Прочитайте также  Ученые доказали, что мозг человека может обучаться во сне

Рассмотрим случай с австралийским мужчиной, который поверил, что его пенис был украден и заменил на чужой. Мужчина порезал свой пенис и облил его кипятком, и был удивлен, что эти действия были болезненными. Это явный случай заблуждения, поскольку это убеждение ложно, а такое убеждение практически неслыханно в Австралии.

Но вера в кражу гениталий имеет определенное культурное признание в других частях мира. Действительно, эпидемии таких убеждений – так называемые «панис паники»- были задокументированы в разных странах. Должно ли убеждение перестать быть заблуждением, когда оно будет широко распространено? Это то, что, по-видимому, подразумевает определение заблуждения APA.

И этот акцент на общей вере, похоже, имеет и другие удивительные последствия. Например, хотя определение заблуждения АПА может исключать последователей популярных религий, основатели тех же религий может не получить пропуск пока они не привлекут сообщество последователей, после чего вступает в силу исключение для субкультур.

 

Культура и клиническая оценка

Таким образом, если судить об убеждении по его популярности, безусловно, существуют противоречивые последствия. Но мы утверждаем, что статья APA о культуре имеет клиническую ценность. В конце концов, определение заблуждения, которое является патологией большинства людей в мире, было бы клинически бесполезным.

Тщательное внимание к культурным суждениям может помочь клиницистам отличить убеждения, требующие психиатрического лечения, от тех, которые не требуют. Возьмем, к примеру, молодой бенгальской женщины вера что ее муж был одержим невидимым духовным существом по имени джинн. Представления об обладании джиннами широко распространены в некоторые мусульманские общины. В этом случае лечащим психиатрам (в Австралии) помогал социальный работник-мусульманин из Бенгалии, который консультировал о культурных факторах, влияющих на представление пациента.

Кроме того, упор APA на культурное принятие согласуется с растущим осознанием социальных функция убеждений. Своими убеждениями мы не просто моделируем мир вокруг нас – мы формируем его в соответствии с нашими целями. Наши убеждения выделяют нас как членов определенных социальных групп, помогая нам обеспечить доверие и сотрудничество.

Прочитайте также  Российскую армию обеспечат военнослужащими ноутбуками с системой самоликвидации

Действительно, твердая поддержка некоторых явно ложных предположений, таких как утверждение о том, что толпа, присутствовавшая на инаугурации президента Дональда Трампа в 2017 году, была крупнейший в истории США – может быть эквивалентно ритуальному пирсингу тела или хождению по огню: сигнал групповой приверженности, которая вызывает доверие у других именно потому, что ее трудно поддерживать.

Сообщество и преемственность

В случае религиозных убеждений эти умственные искажения обычно приносят социальную выгоду – диапазон доказательств поддерживает роль религии в социальных связях. Но преобладающая точка зрения психиатров состоит в том, что бред идиосинкразический, отчуждающий и стигматизирующий, представляющий дисфункцию в способности вести переговоры. социальные союзы.

Итак, что отличает здоровые религиозные верования – и, возможно, веры в теории заговора – от заблуждений может частично зависеть от того, укрепляет ли вера общественные узы. Если поддержание веры ухудшает ваше повседневное функционирование и разрушает ваши социальные отношения, тогда ваша вера с большей вероятностью будет считаться заблуждением.

Тем не менее, различия между здоровыми и патологическими религиозными убеждениями вряд ли будут резкими. Вместо этого появляющаяся картина представляет собой преемственность между религиозным познанием и познанием, связанным с психическими расстройствами.

Наша цель здесь не состоит в том, чтобы демонизировать или защищать религиозную веру. В то время как религия является источником утешения и утешения для миллионов, определенные религиозные убеждения могут быть «пагубными» в смысле Пинкера, обесценивая и разрушая жизни смертных. И, к сожалению, злобные убеждения, разделяемые многими, намного опаснее, чем те, которые разделяют немногие.

Следите за всеми проблемами и обсуждениями Expert Voices – и станьте частью обсуждения – на Facebook и Twitter. Выраженные взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения издателя.

Источник

 

В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Похожие статьи


ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

Добавить комментарий