Главные сюрпризы Третьяковки: две картины, в которых скрыты тайные послания
Самые крупные и известные музеи мира стабильно собирают очереди: побывать в Лувре или в знаменитой Третьяковке желает достаточно большое количество народу. Отсутствие особого художественного чутья или вкуса, в принципе, тоже не такая уж и проблема: всегда можно поразиться масштабам распростершегося на многие квадратные метры музея или галереи.
Впрочем, присмотреться к полотнам все-таки стоит: многие из них хранят свои секреты, которые раскрывают лишь самым пытливым и любознательным. В этой подборке разбираем две таких картины: вот какие тайные послания были в них заложены авторами-художниками.
«Монахиня», Илья Репин.
Хотя обыватель едва ли заметит что-нибудь эдакое в «Монахине» Репина, более искушенные, пожалуй, заподозрят неладное, лишь решив поподробнее рассмотреть лицо смотрящей на зрителя монахини. Если призадуматься, выражение лица девушки, когда-то позировавшей для полотна, далеко от кроткого и отрешенного от всего мирского, каким и должен был быть лик монахини. Напротив, в выражении лица прослеживается некая сосредоточенность — будто девушка старательно поддерживает нужный наклон головы и мимику, чтобы выйти на готовом полотне как можно более прекрасной.
Поздние рентгенографические исследования подтвердили догадки искусствоведов: изначально Илья Репин рисовал вовсе не кроткую монахиню, но красавицу при полном параде — с веером и бальным платьем. Скорее всего, между художником и музой — Софьей Шевцовой, сестрой супруги — произошла размолвка, и творец, недолго думая, облачил девушку в монашеские одеяния.
«Сватовство майора», Павел Федотов.
«Сватовство майора» кисти Павла Федотова, как и многие другие его полотна, причисляют к такому жанру, как реализм: работая в нём, художники стремятся как можно более подробно зафиксировать на холсте эпизод из повседневной жизни обычных людей. «Сватовство», впрочем, взяло на себя ещё и изобличение людских пороков: на этой картине изображен брак по расчёту — не самый искренний, но кому-то да выгодный союз. Пускай невеста и порывается уйти, самого майора, решившего с помощью удачной женитьбы поправить финансовое положение, всё, кажется, вполне устраивает: он стоит в стороне, довольно жмурясь и, по-видимому, представляя скорое обогащение.
Впрочем, не грустный сюжет здесь привлекает внимание зрителя: большинство удивляется, как ни странно, коту, уютно расположившемуся в нижней правой части картины. Он здесь не по мимолётной прихоти художника: таких же хвостатых «гостей» можно найти и на других работах Федотова.
По многочисленным слухам Павел Федотов долгое время не мог решить довольно необычную проблему: если он решал поместить на свою картину кошку и доставал где-нибудь для этой цели усатого — в качестве натуры — тот непременно сбегал или вертелся, мешая работать. Ответ в конечном счёте нашёлся в Петербурге: в очередной раз обратившись за котом-натурщиком к одной из местных любительниц полосатиков, художник услышал, что он, вероятно, когда-то обидел животное, и теперь страдает от своего рода проклятья. Избавиться от злого рока, не дающего спокойно рисовать котиков, та же любительница усатых созданий посоветовала следующим образом: сделать семь картин с котами (видимо, по памяти, раз позировать они отказываются), а затем, дав постоять неделю в мастерской, раздать разным людям. Судя по всему, так Федотов и сделал: впоследствии никаких проблем с кошками у художника, кажется, не было.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ