Красавица Медной горы: кто вдохновил Бажова на образ сказочной Хозяйки
Медная гора из сказов Бажова – не вымысел, а реально существовавшее предприятие. Кем же тогда была его Хозяйка?
Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, фольклорист и журналист, который прославился как автор сборника «Малахитовая шкатулка». Серия сказов основана на фольклоре уральских горняков. Один из ключевых персонажей сказов – Хозяйка Медной горы, мифическая владелица и хранительница земных богатств, покровительница рудокопов. Медная гора – не миф, она реально существует. Где она находится? И какие легенды легли в основу образа ее могущественной Хозяйки?
На месте Медной горы – пруд
Полевской – город на западе Свердловской области. Он расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится именно здесь, на восточных склонах Среднего Урала.
«Несмотря на название, никакой горы нет и никогда не было. Медная гора – это Гумешевский медный рудник, вся медь находится глубоко-глубоко под землей», — рассказала заведующая Историческим музеем города Полевской Наталья Гуркина.
На Гумешевском руднике или, как его прозвали в народе, Гумешках, добывали не только медь, но и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь в 1775 году нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II.
«Первый русский малахит был найден на Урале. По сути, малахит – это известняк, пропитанный солями меди. Он обычно встречается на сульфидных месторождениях, какими являются Гумешки», — добавляет историк Александр Сидоров.
Хозяйка озлилась на горняков
В конце XIX века запасы малахита иссякли, а вскоре шахты затопило. Местные жители сразу заговорили о том, что чем-то прогневали Хозяйку Медной горы.
«Объясняли так, что малахит попал в церковь, а Хозяйка и церковь – малосовместимые вещи. Хозяйка разгневалась и спустила весь малахит ниже и рудник затопила», — добавляет историк Александр Сидоров.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы – это хранительница подземных богатств Урала и покровительница рудокопов. Бажов описывает ее как прекрасную молодую женщину с длинной косой в платье из переливающегося малахита.
«Хозяйка Медной горы – это, по сути, оборотень. Она может представать либо в виде человека, либо в виде ящерки, либо в виде ящерки с человеческой головой», — поясняет Александр Сидоров.
Легенды уральских промышленников
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», где фигурирует Хозяйка Медной горы, вышел в свет в 1936 году. Но, судя по исследованиям фольклористов, легенды о хранительнице земных богатств появились на Урале за несколько столетий до публикации сказов Бажова.
«Когда на Урале начали строить Екатеринбург, появилась заводская, промышленная культура. Когда человек начинает работать на заводе, он не может быть совсем неграмотным, он должен знать основы физики, уметь считать», — добавляет Александр Сидоров.
Жители Урала, которых некоторые филологи называли представителями «горнозаводской цивилизации», отличались от остального населения царской России. Образованные и свободолюбивые, они придумывали собственные мифы и легенды, которые в корне отличались от крестьянских сказок.
«В горе, в шахте, когда тебя окружают камни, которые могут тебя по щелчку размозжить, совершенно другие ощущения. Там сказки по типу «Курочки Рябы» просто-напросто не возникают», — полагает Александр Сидоров.
Сказы дедушки Слышко
Представителем «горнозаводской цивилизации» был и сам Павел Бажов. Он родился в семье рабочего Сысертского завода. Спустя 10 лет Бажовы перебрались в поселок Полевской, где Паша познакомился с местным сказителем по прозвищу дедушка Слышко, которого на самом деле звали Василий Хмеленин. Именно от него Бажов впервые и услышал про Хозяйку Медной горы. Спустя годы он написал сказ о хранительнице подземных богатств Урала.
«Рукопись сказа «Медной горы Хозяйка» написана на тетрадных листах. Почерк учительский, аккуратный, разборчивый, как будто специально для исследователей. А черновики, наоборот, скорописью написаны, которую вряд ли разбирал сам Бажов», — рассказал ученый секретарь Объединенного музея писателей Урала Георгий Григорьев.
Дух-хранитель
Бажов считал, что в образе Хозяйки Медной горы воплотилась тоска молодых рудокопов по женщинам. Представительницам слабого пола спускаться в шахту было категорически запрещено, это считалось плохой приметой.
По мнению многих исследователей, в основу образа Хозяйки Медной горы легли также старинные предания о духах-хранителях местности. Легенды о таких мифических персонажах существовали не только на Урале, но и почти в каждом шахтерском регионе.
«Хозяйка Медной горы хранит не только материальные богатства, но и секреты мастерства. Многие персонажи сказов, тот же Данила мастер, именно к Хозяйке Медной горы обращаются за тем, чтобы она показала им красоту камня», — поясняет историк Александр Сидоров.
Несмотря на уважение, уральские рудокопы считали Хозяйку Медной горы опасной и старались всячески избегать встречи с ней. К тем, кто хотел завладеть подземными богатствами только ради наживы, она была сурова. А вот мастерам, которые стремились превратить самоцветы в произведение искусства, покровительствовала. При этом Хозяйка была истинной женщиной и не терпела соперниц, поэтому шанс снискать ее благосклонность был только у холостяков.
https://youtu.be/_EUHu1PB-ow
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ