Мир в оттенках красного: как мозг конструирует реальность
Представьте, что кто-то моет руки. Вода, стекающая в слив, — густого красного цвета. То, как вы истолкуете эту сцену, зависит от её обстановки и вашего личного опыта. Если действие происходит в туалете на заправке, а вы только что посмотрели новый сериал о преступлениях, — это омовения серийного убийцы. Если человек стоит у кухонной раковины, возможно, он порезался, готовя еду. Если это происходит в художественной мастерской, вы, быть может, вспомните, как сложно бывает отмыть краску с рук. Если же вам незнакомы клише криминальных историй, кулинария или живопись, ваша интерпретация будет иной. Если же вы присутствуете при этом лично, наблюдая, как кто-то смывает с рук густую красную жидкость, ваша реакция будет зависеть от ещё большего числа переменных.
Наше восприятие и действия в мире глубоко субъективны; все мы живем в «умвельте», или самоцентрированном мире, если использовать термин философа-биолога Якоба фон Икскюля (1864-1944). Это не сводится к простому сбору сенсорной информации и последующему принятию решения. Наше восприятие — это активный, творческий акт, в котором мозг, опираясь на прошлый опыт, достраивает и даже создает картину реальности, чтобы мы могли действовать в ней эффективно.
Эта зависимость от контекста и опыта — не баг, а фича нашей нервной системы. Как показали работы нейробиолога Дейла Пёрвиса, наш мозг не пассивный регистратор реальности, а активный конструктор гипотез. Он постоянно делает предположения о том, что нас окружает, основываясь на том, что оказывалось полезным и значимым в прошлом. Мы не видим длины волн света — мы видим «красное», потому что эта ассоциация (будь то кровь, спелый плод или сигнал светофора) неоднократно помогала нам выживать и ориентироваться.
Это приводит нас к fascinating и немного тревожному выводу: не существует некоего «истинного» красного цвета, стекающего в раковину. Есть лишь физический стимул — свет определенной длины волны, отражающийся от поверхности. А всё остальное — интерпретация, рожденная в диалоге между этим стимулом, освещением, цветом самой раковины и, что самое главное, уникальной историей нейронных связей в мозге наблюдателя. Один и тот же спектрографический показатель может быть прочитан как свежая кровь, как старая кровь, как вишневый сок или как разведенная акриловая краска — в зависимости от того, какой вывод в данных обстоятельствах будет наиболее «осмысленным» для вашего мозга.
Таким образом, та сцена с раковиной — это идеальная метафора человеческого познания. Мы никогда не имеем дела с миром напрямую, «как он есть». Мы всегда имеем дело с его версией, адаптированной и смонтированной нашим сознанием на основе ограниченных данных и бесценного багажа прошлого. Мы смотрим на мир не через чистое стекло, а через сложную, многослойную линзу нашего опыта. И понимание этого — первый шаг к тому, чтобы увидеть не только собственный умвельт, но и попытаться разглядеть умвельты других людей, животных и даже, в будущем, искусственного интеллекта.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.