Так почему же так много римских статуй без голов? По словам Рейчел Куссер, профессора классики и истории искусства Бруклинского колледжа и Городского университета Нью-Йорка, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести «археологическую криминалистическую экспертизу».
«Вы пытаетесь взглянуть на контекст скульптуры; вы пытаетесь взглянуть на сам разлом», — объясняет она. «Ты думаешь о закономерностях, которые видел в других скульптурах». Хотя зачастую невозможно точно установить, как статуя лишилась головы, подобные подсказки привели археологов к нескольким общим причинам.
Древние обезглавливания
По словам Куссера, первая и самая банальная причина обезглавливания стольких статуй заключается в том, что шея — естественное слабое место человеческого тела. Когда статуя падает после долгих лет экспонирования, ее перевозят по миру или передают от одного владельца к другому, шея, как правило, ломается первой.
Но разбитые головы не всегда случайность: иногда римляне намеренно разбивали свои собственные статуи. В процессе, называемом«damnatio memoriae«, римский сенат мог проголосовать за то, чтобы осудить память особенно нелюбимого императора после его смерти. Если голосование проходило, сенат стирал имя императора из записей, конфисковывал его имущество, уродовал его портреты и статуи. По словам Куссера, печально известный император Нерон был одним из таких примеров, и многие его портреты были повреждены или переделаны.
Более того, римские скульпторы иногда специально делали свои статуи со съемными головами, которые «выскакивали» из шеи. По словам Кеннета Лапатина, куратора древностей в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, такая конструкция позволяла использовать разные материалы для тела и лица, приглашать разных скульпторов для работы над одной и той же статуей или даже заменять голову в дальнейшем.
Эти статуи хорошо узнаваемы, потому что в их телах есть отверстие, куда скульптор мог вставить шею, а голова имеет плавный резной край, где шея заканчивается, а не зазубренный излом.
Современные обезглавливания
В редких случаях головы статуй удаляли и в наши дни, говорит Лапатин. Римские скульптуры стоили больших денег на рынке древностей, и недобросовестные торговцы искусством поняли, что могут получить больше денег, продавая два артефакта вместо одного, поэтому они сами обезглавливали статуи.
Статуя «Драпированная женщина» в музее Гетти — один из примеров этого. К тому времени, когда музей приобрел статую высотой 7 футов (2,1 метра) в 1972 году, от нее осталось только тело — но архивные фотографии показали, что у скульптуры была голова, по крайней мере, до 1930-х годов.
Когда старший куратор музея заметил, что один торговец древностями продает голову, подозрительно похожую на голову из разбитой статуи в его коллекции, стало ясно, что кто-то разделил их где-то в XX веке.
«Мы не знаем подробностей, но, похоже, тот, кто проделал эту операцию, решил, что, вероятно, сможет лучше продать статую без головы, с одной стороны, и голову — с другой», — сказал Лапатин, который не принимал непосредственного участия в покупке или реставрации статуи.
По словам Лапатина, хотя неаккуратное «взламывание» и «сверление» шеи затруднило соединение головы и тела, консерваторам в конце концов удалось соединить части, что привело к редкому воссоединению древней статуи с ее головой.
Тем не менее, работа над воссоединением статуй требует не только мастерства, но и тщательного анализа. Консерваторы обращают внимание на мелкие детали, такие как текстура поверхности и цвет материала, чтобы максимально точно выполнить соединение. Они также используют современные технологии, такие как рентгенография и компьютерная томография, для выявления особенностей конструкции и внутреннего состояния статуи. Этот научный подход позволяет создать более полное представление о том, как выглядела статуя в оригинале.
Каждое воссоединение — это мини-исследование, которое дает возможность узнать больше о древних мастерах и их методах работы. Не редко в процессе восстановительных работ находятся новые улики, позволяющие исследователям понять, как изменялись вкусы и стиль в искусстве во времена Римской империи. Такие открытия углубляют наше понимание культурных контекстов и исторического значения произведений.
В конечном итоге, даже если статуи не представлены в идеальном состоянии, каждое обезглавленное произведение искусства является свидетельством своей эпохи и истории. Эти фрагменты наполняют музеи не только красотой, но и сложной сетью историй, наслаждаясь которыми, зрители могут задуматься о времени и его капризах.