Роботы-трансформеры: Модульные буксиры для строительства лунных баз

 

Роботы-трансформеры: Модульные буксиры для строительства лунных баз
Художественное изображение модульной робототехнической системы в действии. Источник: Acta Astronautica (2026). DOI: 10.1016/j.actaastro.2025.09.083.

Модульный подход становится ключевым трендом в освоении космоса. Яркий пример — проект космической станции «Lunar Gateway», которая будет состоять из модулей, предоставленных разными странами и организациями. Развивая эту идею, исследователи из Германского центра авиации и космонавтики (DLR) предложили архитектуру, в которой единственный модульный ровер может выполнять как задачи разведки, так и транспортировку грузов по поверхности Луны или Марса. Результаты исследования опубликованы в журнале Acta Astronautica.

Концепция архитектуры достаточно проста: базовый ровер буксирует специализированные «полезные нагрузки» — модули со стандартизированным механическим, электрическим и жидкостным интерфейсом. Такое соединение позволяет роверу не только доставлять модуль в нужную точку, но и подключать его к другой инфраструктуре, создавая единую сеть. В зависимости от задач, полезной нагрузкой может быть источник питания, комплекс научных приборов или даже строительное оборудование вроде ковша или экскаватора.

Типичный сценарий применения такой системы — добыча воды на Луне. Роверы, созданные на основе концепта TransRoPorter (TRP), разработанного в DLR, сначала проводят разведку для поиска залежей водяного льда. Затем они доставляют к месту добычи необходимое оборудование в виде модулей-насадок. После этого те же роверы могут транспортировать добытый лед к перерабатывающим заводам, где он будет использован для производства ракетного топлива или обеспечения жизнедеятельности астронавтов.

Прочитайте также  В мозге мальчиков и девочек нашли серьезные различия

Стандартизация соединительных интерфейсов, систем связи и управления делает этот процесс гораздо эффективнее. Однако сердцем всей архитектуры являются сами роверы. Чтобы найти оптимальную конструкцию, исследователи провели серию симуляций, моделируя различные конфигурации движения и взаимодействия роверов с грузами.

 

Все протестированные модели использовали гибридную систему передвижения: колеса были установлены на концах длинных сочлененных «ног». Такая конструкция имеет преимущества перед другими гибридными системами (например, как у марсохода «Кьюриосити»), и最关键的是 (самое важное) — конфигурация TRP обеспечивает более высокую скорость.

В симуляции учитывалось множество переменных. Ключевым фактором был способ управления колесами: синхронное движение колес на одной стороне (последовательное) или парное управление колесами с разных сторон (параллельное). Среди других переменных были конфигурация «ног», наличие или отсутствие полезной нагрузки, а также тип грунта и уклон поверхности.

В ходе 1500 симуляций выявились критически важные конструкторские решения. Однозначного «победителя» не оказалось, поскольку каждое решение представляло собой компромисс. Такие метрики, как крутящий момент в «суставе» и клиренс, сильнее всего зависели от конфигурации ровера, а некоторые варианты приводили к недопустимым значениям. Стабильность системы оставалась относительно постоянной при любых конфигурациях, а потребление энергии больше всего зависело от наличия или отсутствия груза, независимо от устройства самого ровера.

Прочитайте также  Новый ИИ отказывается мыслить, как человек, формируя свое понимание происходящего

Эта работа представляет собой новый этап в многолетней разработке DLR шагающих роверов для космических исследований. Поскольку от роверов начинают требовать не только научных функций, но и превращения в ключевой элемент инфраструктуры внеземных колоний, поиск оптимальной конфигурации для каждой конкретной задачи становится критически важным. А способность переключаться между разными режимами в зависимости от контекста может оказаться еще ценнее. Хотя текущих планов по отправке этих роверов в космос пока нет, они официально сделали еще один шаг к готовности, когда такой вызов перед ними finalmente возникнет. Их модульность и адаптивность открывают путь к созданию настоящих автономных строительных бригад на других планетах, где один и тот же робот сможет сегодня быть геологом, а завтра — экскаваторщиком или заправщиком.


В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
👇 Поделитесь в вашей соцсети

ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

Добавить комментарий