Самое древнее наскальное искусство на Земле, которое может исчезнуть
Археологи изучили расслоение стен карстовых пещер на острове Сулавеси и оценили угрозу древним наскальным рисункам. Поверхность породы была покрыта высолами. По мнению исследователей, в разрушительных процессах для древнейшего наскального искусства в мире виноваты экстремальные колебания температуры и влажности, нарушившие микроклимат в пещерах, вызванные глобальным изменением климата и усилением Эль-Ниньо в последние десятилетия.
Глобальное изменение климата заметно ускорилось в ХХ-ХХI веках и затронуло не только биосферу, но и оставленные нашими далекими предками объекты материальной культуры. В частности, проблема деградации и полного исчезновения угрожает наскальным рисункам в карстовых пещерах Марош-Пангкеп на острове Сулавеси в Индонезии.
Остров Сулавеси, одиннадцатый по величине в мире, расположен между Калимантаном (Борнео) и островами Малуку на пути миграции древних человеческих популяций из Азии в Австралию. Карстовый регион Марош-Пангкеп расположен на территории национального парка Бантимурунг-Булусараунг и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более сотни произведений древнего наскального искусства, найденных в пещерах Южного Сулавеси, известны исследователям с пятидесятых годов прошлого века.
Датирование уран-ториевым методом позволило художникам Индонезийского архипелага считаться создателями древнейшего в мире наскального искусства. По последним данным, некоторые рисунки были созданы 45 500 лет назад, а возможно, и раньше.
10 вещей, которые вы должны знать о древнейшем наскальном искусстве и его опасности
1. Австралийские и индонезийские исследователи под руководством Джиллиан Хантли из австралийского университета Гриффита обследовали 11 пещер в районе Марос-Пангкеп на индонезийском острове Сулавеси.
2. Археологи проследили изменения, которые произошли с наскальными рисунками с момента их первого открытия, сравнив изображения 1950, 2013 и 2020 годов. Они зафиксировали значительное расслоение на поверхности, которую древние художники использовали для рисования.
3. Обширный комплекс наскальных изображений разделен на два периода. В первую группу входят фигуры, датируемые 45 500–20 000 лет назад. Они изучаются уран-ториевым методом из отложений кальция, покрывающих поверхность.
4. Плейстоценовые узоры выполнены красными пигментами. Это трафаретные изображения рук и фигурок крупных животных.
5. Более поздние рисунки расположены на более поздних поверхностях и иногда перекрывают живопись плейстоцена. Сюжеты этих изображений содержат антропоморфные и геометрические фигуры, абстрактные знаки и символы. Радиоуглеродное датирование определило, что возраст этих рисунков составляет менее 2000 лет.
6. Ученые провели микроскопический и физико-химический анализ минеральных «чешуек». На внутренней стороне отслоения обнаружены кристаллические соли.
7. Они появлялись на стенах пещер в процессе высолов (высаливания) — миграции на поверхность солей, в основном гипса и галита.
8. Эти соли вызывают отслаивание и разрушение карстовых сводов. Например, при увлажнении (гидратации) гипс может увеличиваться в объеме на 63 процента, а при высыхании (обезвоживании) он уменьшается в объеме на 39 процентов.
9. Сочетание сезонных дождей с чередующимися продолжительными засушливыми условиями, усиленными частым Эль-Ниньо, обеспечивает идеальные условия для цветения. Вода выносит растворенную соль на поверхность, затем испаряется, оставляя слой соли, который разрыхляет и отшелушивает поверхностную корку.
10. Ученые считают, что для сохранения памятников первобытного искусства на острове необходим постоянный контроль и использование армирующих инъекционных составов для рисунков.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ