Тайный смысл в картине: Учёные раскрывают связь между искусством и здоровьем
Профессор Им Джу Рю из Корейского университета вместе с командой исследователей предложил новое толкование символики красных дисков в картине Густава Климта «Поцелуй». Ученые рассмотрели связь этих элементов с медицинскими открытиями эпохи fin de siècle — рубежа XIX и XX веков. Работа опубликована в журнале Journal of Korean Medical Science (JKMS).
Внимательное изучение «Поцелуя» показывает, что на груди и коленях женщины изображены скопления красных дисков, напоминающих эритроциты. Исследователи предполагают, что эти формы символизируют жизненную силу и физиологическую суть крови, объединяя биологическую и эмоциональную природу любви в живописи. По мнению ученых, одежда влюбленных в картине иллюстрирует трехдневный цикл зарождения жизни, обогащенный физиологической символикой.
Один из ключевых исторических аспектов исследования связан с Карлом Ландштейнером, лауреатом Нобелевской премии, открывшим систему групп крови ABO в 1901 году. Его работа была опубликована в австрийском медицинском журнале Wiener Klinische Wochenschrift, редактором которого был профессор Эмиль Цукеркандль — друг Климта. В 1903 году по просьбе Климта Цукеркандль провел для художников лекцию по анатомии, что, вероятно, повлияло на творческий метод Климта. Также известно, что Климт владел немецкой энциклопедией Meyers Großes Konversations-Lexikon, в которой содержались цветные изображения эритроцитов — они могли вдохновить художника на включение подобных форм в свое искусство.
Исследователи также обратили внимание на расположение красных дисков в картине. Руки женщины в «Поцелуе» формируют силуэт сердца, а красные диски на ее груди размещены рядом с этим символическим сердцем, подчеркивая пульсирующую жизненную силу. Диски на колене, по мнению ученых, символизируют менструальную кровь — намек на репродуктивную способность и продолжение жизни. Это позволяет предположить, что Климт осознанно включил тему менструации как ключевой элемент своего художественного нарратива.
Чтобы проверить влияние этих красных элементов на восприятие картины, команда создала измененную версию «Поцелуя» — Kiss, RBC Knockout Kiss, в которой красные диски были удалены. На Международной художественной ярмарке в Ульсане (UiAF) в 2022 году 300 зрителей сравнили оригинал и измененную версию. Оригинал вызывал ассоциации с интенсивностью, красотой, жизненной энергией и молодостью, тогда как измененная версия воспринималась как монотонная, неподвижная и безжизненная.
«Поцелуй» Климта — это шедевр, который не только передает экстаз любви, но и мастерски соединяет искусство и медицину», — отметил профессор Рю. — «Преобразуя научные знания своей эпохи в художественный символизм, Климт создал произведение, которое продолжает завораживать зрителей и сегодня».
В исследовании профессора Рю и его команды поднимается важный вопрос о том, как искусство и наука могут переплетаться и влиять друг на друга, особенно в такие значительные эпохи как fin de siècle. В тот период происходили не только научные открытия, переворачивающие представления о человеческом организме, но и резкое изменение в общественном сознании — различные течения в искусстве начали рассматривать тело и его функции под совершенно новым углом.
Климт, как один из ведущих представителей венского модерна, интуитивно, а, возможно, и сознательно, отражал в своих произведениях эти изменения. Его внимание к деталям, использование символов и цветов создавали легкий, но мощный подтекст, который открывает новые горизонты для толкования. Красные диски, о которых говорится в исследовании, не просто элементы композиции, а культурные маркеры, связывающие индивидуальные переживания с более широкими биологическими и социальными концепциями.
Дополнительно, заявленное исследование предлагает убедительный аргумент в пользу того, что художники того времени не могли оставаться в стороне от научных прорывов. Эстетические стремления Климта и его современников становятся более глубоко осознанными и многослойными при учете влияния медико-научного контекста. Это соединение науки и искусства свидетельствует о том, что Климт, возможно, хотел не только воспеть любовь как таковую, но и затронуть более глубокие темы, связанные с существованием, жизнью и смерти.
Сравнительное восприятие оригинала и измененной версии картины на художественной ярмарке в Ульсане наглядно демонстрирует, как символика красных дисков играет важную роль в зрительном и эмоциональном восприятии произведения. Это открытие может вызвать вопросы о роли символов в искусстве в целом, потенциально открывая новые исследования о влиянии научных знаний на культурные и художественные формы самовыражения.
Таким образом, работа профессора Рю не только обогащает наш взгляд на «Поцелуй» Климта, но и подчеркивает актуальность междисциплинарных исследований, позволяющих глубже понять, как связаны искусство, наука и человеческие эмоции. Это исследование входит в широкий контекст новых подходов к восприятию и интерпретации культурных артефактов, подтверждая, что искусство всегда было отражением своего времени, обогащаясь научными открытиями и культурными переменами.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ