Этот тронный зал, найденный на археологической стоянке Пеньямарка, датируется седьмым веком нашей эры, когда в этом районе процветали моче, говорится в заявлении археологов. Моче процветали на севере Перу примерно между 350 и 850 гг. н.э. и известны тем, что строили сложные здания и гробницы, а также создавали замысловатые произведения искусства, например, керамику с изображением человеческих лиц. Они жили до того, как в Перу появилась письменность.
Хотя в доинкском Перу известны и другие женщины-правительницы, «тронный зал для королевы никогда не встречался ни в Пеньямарке, ни где-либо еще в древнем Перу», — говорится в заявлении.
Трон сделан из необожженного кирпича и содержит остатки бусин из зеленого камня и человеческие волосы. Волосы могут принадлежать королеве, и исследователи планируют провести с ними анализ ДНК.
Фрески с изображением правительницы были найдены на колоннах и стенах тронного зала, и даже на самом троне. На них королева изображена в самых разных образах. На одной из них она изображена в короне и с кубком в руках. Другая изображает коронованную женщину со скипетром в руках, а процессия мужчин несет к ней ткани и другие предметы. Еще одна изображает ее сидящей на своем троне и разговаривающей с человеком, который, судя по всему, частично человек, частично птица.
Гробница королевы и скелетные останки до сих пор не найдены. «На данный момент у нас нет никаких доказательств существования гробницы, — сообщил Live Science по электронной почте Мишель Кунс, директор по антропологии Денверского музея природы и науки и один из руководителей раскопок. По словам Кунса, если гробница королевы действительно существует на этом месте, она, скорее всего, была разграблена в какой-то момент.
Какого рода царством управляла женщина-правительница, неясно. «Характер политической организации народа моче — горячая тема в исследованиях моче», — говорит Кунс. «Есть свидетельства того, что культура моче состояла из независимых полисов, которые взаимодействовали друг с другом», — говорит Кунс, отмечая, что эти полисы могли разделять схожие религиозные идеи и художественные стили.
В культуре моче не было ничего необычного в том, что женщины становились правителями. «Женщины-лидеры не были редкостью ни в древнем обществе моче, ни в последующих династиях Северного Перу», — говорит Кунс. Большая часть свидетельств о женщинах-правителях происходит из гробниц, добавила она. Среди них — «Сеньора де Као», гробница женской мумии моче, которая была погребена со сложными ювелирными изделиями, украшениями и оружием, таким как булавы и атлатли, или приспособления, помогающие метать копья и дротики на большие расстояния. Она была найдена в 2006 году в местечке Хуака Эль Брухо и, судя по всему, принадлежала высокопоставленному лицу, возможно, правителю.
Кунс отметил, что современные археологи, скорее всего, неправильно идентифицируют высокопоставленные женские захоронения. «Мужские захоронения высокого статуса в Моче чаще всего описываются как «владыки», а женские — как «жрицы»», — сказал Кунс, отметив, что некоторые из «жриц» на самом деле могут быть правителями.
Ученые исследуют Пеньямарку уже более 70 лет, а фрески впервые были обнаружены в 1950-х годах. Команда начала свой исследовательский проект в 2018 году, а в августе 2022 года обнаружила две фрески с изображением двуликих мужчин в церемониальном зале в Пеньямарке.
Недавние находки в Пеньямарке открывают новые горизонты для понимания культуры моче и роли женщин в их обществе. Исследования, инициированные археологами, предоставляют возможность взглянуть на уникальные аспекты политической структуры данного региона, где женщины могли занимать высокие посты. Так как большая часть исторических свидетельств о женщинах-правителях основана на погребениях, необходимость дальнейших раскопок становится очевидной.
Имеющиеся фрески превосходно иллюстрируют, как женщины поощрялись занимать активные роли в социально-политической жизни. Образы коронованной правительницы, держащей скипетр, и процессия мужчин, несущих дары, подчеркивают атмосферу уважения и почитания, окружавшую этих женщин. Однако без обнаружения гробницы и останков правительницы, многие вопросы остаются без ответа.
Следующий этап исследований будет сосредоточен на анализе найденных артефактов и изучении местных мифов и ритуалов, что поможет восстановить целостную картину общества моче. Это открытие может пересмотреть взгляды на гендерные роли в древнем Перу, а также на влияние женщин на динамику власти и управления.