Загадочная история одичавшего ребенка
В декабре 1798 года три охотника в регионе Тарн на юго-западе Франции увидели, как на дерево вскарабкался ребенок. Удивившись, трое мужчин стали искать и обнаружили голого мальчика лет 11, который прятался от них в ветвях дуба. Они окликнули его, но он, казалось, не понял их слов. Каким-то образом им удалось снять его и отнести в соседний город, где они доверили его пожилой женщине. Мальчик был причудливого вида. Очевидно, он вообще не говорил на каком-либо языке, и у него были нервные манеры животного: он хрюкал и отказывался смотреть в глаза.
Все это было задокументировано доктором Э.М. Итардом, который впоследствии взял на себя заботу о мальчике. В книге Итарда «Исторический отчет об открытии и воспитании дикаря» (1802 год) он описывается как «отвратительный» и «неряшливый… судорожный… как некоторые животные в зверинце, кусающий и царапающий тех, кто ему перечил». Через неделю мальчик сбежал от старухи. Жители соседней деревни заметили, что он бродит по окрестностям в одной лишь рубашке, которую ему только что подарили. Священнослужитель поймал его и отправил в Париж, где собрались толпы людей, чтобы увидеть мальчика, которого вскоре назвали Виктором Авейронским, самым известным одичавшим ребенком во Франции.
Национальный институт глухонемых Франции заинтересовался странным мальчиком и передал его под опеку доктора Э.М. Итара, который назвал его Виктором. Итар изучил повадки мальчика и пришел к выводу, что, как и предыдущий Питер Дикий мальчик, которого держали в качестве королевского питомца, он всю свою жизнь прожил как животное. Его тело было покрыто шрамами, и, хотя выстрелы не беспокоили его, он навострял уши при звуке раскалывающейся скорлупы грецкого ореха. Он обожал грецкие орехи — возможно, этим пристрастием он был обязан желудям и диким орехам, которые ел в лесу. Итард пытался научить Виктора говорить, но мальчик так и не смог этого сделать. Постепенно Виктор научился мыться, одеваться, проявлять ласку и узнавать некоторые французские слова. Тем не менее, он не мог заставить мальчика говорить больше, чем несколько отрывистых слогов. Он так и не научился произносить свое собственное имя.
Обнаружение Виктора не могло быть более своевременным. С середины XVIII века дикие дети и «дикарские» культуры приобрели в Европе своего рода культовый статус. Британские, американские и французские исследователи наконец-то вступили в контакт с культурами, которые не достигли такого же социального и технологического развития, как Европа, Индия, Китай и другие оседлые цивилизации. Экзотические земли, такие как Таити, на фоне эдемского пейзажа во время мятежа на «Баунти», казались остатком детства человечества.
Французские философы, такие как Жан-Жак Руссо, были убеждены, что западная цивилизация — это своего рода падение из благодати. Человек рождается благородным и добрым, такова была общая тенденция; владение собственностью и повелевание другими, что является основой цивилизации, превратило людей в порочных. В Англии Джон Локк утверждал, что человеческий разум при рождении представляет собой «чистую доску», созданную окружающей культурой. Эти интеллектуалы изучали мир в поисках примеров «благородных дикарей», чья «грифельная доска» не была испорчена. Виктор из Авейрона был одним из таких «благородных дикарей», и в книге Итара прямо говорится, что этот мальчик представлял собой шанс для науки изучить, как разум становится цивилизованным. Возможно, было неизбежно, что столь оптимистичный эксперимент потерпит неудачу. Виктор умрет в 40 лет, так и не обретя речи, его личность так и останется неизвестной.
В нашем Telegram‑канале, и группе ВК вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Похожие статьи
ДРУГИЕ НОВОСТИ