Я думаю, что изначально «индивидуум» был сделан сразу», — сообщила Live Science по электронной почте Барбара Веселка, археолог из Врийского университета Брюсселя, возглавлявшая исследование. Вокруг «индивидуума» были разбросаны другие кости, что говорит о том, что люди также могли возвращаться к захоронению».
При раскопках кладбища в городе Поммерёль, Бельгия, недалеко от границы с Францией, в 1970-х годах было обнаружено 76 кремационных захоронений и одно захоронение тела в позе эмбриона. Сопутствующие артефакты и стиль захоронения позволили предположить, что кремации были римскими и датируются II-III веками н. э. Хотя захоронение скелета в позе эмбриона необычно для римского кладбища, раскопщики нашли рядом с черепом костяной штифт римского образца и пришли к выводу, что могила, скорее всего, относится к римской эпохе.
Радиоуглеродный анализ, проведенный в 2019 году, подтвердил, что все кремации в Поммереуле относятся к римскому периоду. Но удивительно, что радиоуглеродные даты неповрежденного скелета относятся к трем различным эпохам неолита (от 7000 до 3000 лет до н.э.), что заставило археологов исследовать могилу и ее уникальное содержимое.
В исследовании, опубликованном 23 октября в журнале Antiquity, Веселка и международная группа исследователей пролили свет на значение составного захоронения с помощью нескольких методов, включая анализ скелета, радиоуглеродное датирование и секвенирование древней ДНК.
Вероятно, более пяти человек внесли свой вклад в создание «индивидуума», но пять из них были подтверждены ДНК», — говорит Веселка. Римский костяной штифт, найденный рядом с черепом, был радиоуглеродно датирован 69-210 гг. н. э., а генетический анализ черепа позволил установить, что он принадлежит женщине, жившей в римские времена, примерно в III-IV веках.
Эти анализы вызвали дополнительные вопросы: Почему череп римлянки был помещен в неолитическое захоронение и почему неолитическое захоронение состояло из останков нескольких человек?
Возможно, римляне случайно потревожили необычное неолитическое захоронение, когда хоронили кремированные останки, а затем добавили череп и костяной штырь в древнее захоронение, чтобы завершить его, прежде чем накрыть, предполагают исследователи. Другая возможность заключается в том, что римляне создали лоскутный скелет из разрозненных неолитических костей и черепа римской эпохи, скомпоновав останки в композитного человека.
«Независимо от того, когда происходила сборка костей — в позднем неолите или в римский период, — пишут исследователи в своем исследовании, — присутствие «человека» было явно намеренным».
Однако мотивы римлян, побудившие их пополнить это захоронение, теряются во времени. «Возможно, эта община руководствовалась суевериями или чувствовала потребность в связи с человеком, который занимал эту территорию до них», — пишут исследователи.
«Это невероятно увлекательное и сложное исследование», — сообщила Live Science по электронной почте Джейн Холмстром, биоархеолог из колледжа Макалестер в Миннесоте, которая не принимала участия в исследовании. «Это дает интересную возможность заявить о своих правах на землю через захоронения в эпоху неолита, когда семейные группы внутри клана заявляли о своих правах вместе, а римляне продолжали претендовать на землю, чтобы утвердить свою власть над Галлией».
Несмотря на культурные различия, возможно, что люди как неолитического, так и римского периодов выбирали место захоронения из-за близости к реке.
«На протяжении веков реки и другие водоемы считались важными как с географической, так и с духовной точки зрения», — говорит Веселка. «Поммерёль находился рядом с рекой, которая могла быть местом силы».
Археологи подчеркивают, что захоронение в Поммерёле представляет собой уникальный пример взаимодействия между культурами, существовавшими на данной территории. С учетом хронологии, возникает вопрос о том, как римляне воспринимали местные традиции и как они могли использовать неолитические элементы в своих ритуалах. Для изучения этого аспекта потребуется больше данных о римских обычаях захоронения и о том, как они образовывались на территории, ранее населенной другими народами.
Исследование также поднимает важные темы идентичности и преемственности: как поколения населяли землю и оставляли следы своих культур. Это захоронение, вероятно, служило не только местом покоя для усопших, но также и символическим мостом между эпохами. С точки зрения археологии, подобные находки могут помочь понять, как социальные изменения влияли на ритуалы и верования.
Наконец, исследование напоминает о важности междисциплинарного подхода в археологии. Совмещение различных методов позволяет не только изучать физические останки, но и открывать двери для исторического и культурного понимания, что делает каждую находку бесценной для науки и общества в целом.