Шлиман считал, что нашел тело мифического царя Агамемнона, который руководил осадой Трои ахейцами (греками) в «Илиаде» Гомера(он также упоминается в «Одиссее» Гомера и фигурирует в некоторых древнегреческих пьесах). Согласно Гомеру, Агамемнон правил в Микенах, и с тех пор этот артефакт известен как «Маска Агамемнона».
Однако художественный стиль артефакта и последующие исследования археологического памятника на полуострове Пелопоннес позволяют предположить, что маска была изготовлена примерно в 1500 году до нашей эры — за сотни лет до того, как Агамемнон мог жить, а некоторые предполагают, что она была сделана еще раньше.
Маска сделана из тонкого листа золота и должна была быть сделана по образу и подобию умершего. В королевской гробнице, где она была найдена, находились останки восьми человек. Все они имели оружие, но только пятеро носили золотые посмертные маски, которые, по мнению археологов, указывали на статус.
Микенцы — народ бронзового века, живший на юге Греции примерно после 1750 года до н. э. Они говорили на ранней форме греческого языка, и на их цивилизацию сильно повлияла минойская цивилизация на Крите.
Шлиман считал микенцев ахейцами из «Илиады» и полагал, что их останки свидетельствуют об исторической реальности Троянской войны. Хотя некоторые микенские поселения соответствуют ахейским царствам в «Илиаде», археологи теперь считают, что микенская цивилизация закончилась примерно в 1200 году до н. э., во время«коллапса позднего бронзового века«, а Троянская война могла произойти на сотни лет позже.
Интересно, что маска Агамемнона не является единственным замечательным находкой в Микенах. В течение раскопок Шлиман также обнаружил множество других артефактов, включая золотые украшения, оружие и фрески, которые ярко демонстрируют богатство и культуру микенской цивилизации. Эти находки помогают лучше понять не только индивидуальные погребальные практики, но и социальные структуры общества того времени.
Микенцы были искусными мастерами, что подтверждается высоким качеством металлургии и ювелирного искусства. Золото, использованное для создания маски, символизирует не только статус, но и невероятную технику обработки металла, доступную лишь элите того времени. Исследования показывают, что такие артефакты были частью сложных ритуалов, связанных с похоронами и культом предков.
Несмотря на трудности в точной датировке событий и их интерпретации, микенская цивилизация продолжает вызывать интерес историков и археологов. Они подчеркивают значение культурного наследия, оставленного микенцами, поскольку оно стало основой для будущих греческих культур. Подобно тому, как маска Агамемнона сохраняет тайны прошлого, каждая находка открывает новые горизонты для изучения древней истории Греции.