Маска была вырезана из испанского кедра и украшена кусочками бирюзовой мозаики, перламутровыми глазами, оправленными в золото, и зубами из раковины кончака, сообщает Британский музей. Внутри он покрыт киноварью — минералом кирпично-красного цвета, содержащим ртуть. Ее высота составляет около 6,6 дюйма (16,8 см), а на висках имеются небольшие отверстия, что говорит о том, что маску когда-то носили или прикрепляли к чему-то.
Ксиухтекухтли, чье имя на языке науатль означает «бирюзовый повелитель», был ацтекским богом «нового огня». Ацтеки поддерживали постоянное горение «священного огня» в Храме огня в Теночтитлане, от которого зажигались все остальные костры.
Раз в 52 года жрецы ацтеков позволяли огню угаснуть. Затем верховный жрец в бирюзовой маске, изображающей Ксиухтекухтли, совершал Ксиухтлалпилли, или «церемонию нового огня», которая заключалась в разжигании огня на груди жертвенной жертвы. Когда пламя разгоралось, у жертвы вырезали сердце и бросали его в огонь. Этот ритуал обеспечивал возрождение цивилизации ацтеков еще на полвека. Темно-бирюзовые мозаичные кусочки на щеках и носу маски, похоже, образуют бабочку — еще один символ обновления, связанный с Ксиухтекухтли.
Однако неясно, была ли эта маска когда-либо надета и изображает ли она Ксиухтекухтли. На самом деле бирюза на маске может изображать бородавчатого бога Нанауацина, который, согласно мифологии ацтеков, принес себя в жертву огню и вышел из него, чтобы стать солнцем.
Бирюзовая маска, как и другие сокровища, вывезенные конкистадорами из ацтекской империи, представляет собой удивительное сочетание мастерства и символизма. Анализируя каждую деталь, можно почувствовать, как отдельные элементы соединяются в гармоничное целое, символизирующее сложные мифологические представления древней цивилизации. Бирюза, как считалось, обладала священной энергией и была связана не только с божественными силами, но и с запредельным миром, откуда ацтеки черпали свои силы и вдохновение.
Интересно, что сам обряд создания таких масок мог представлять собой сложный ритуал, где процессу резьбы и украшения мозаикой уделялось особое внимание. Каждый мастер, начиная свою работу, становился своего рода жрецом, который связывал мир живых и мир духов, превращая простые материалы в объект почитания. Вероятно, эти мастера обладали особыми привилегиями и статусом в обществе, поскольку их изделия становились частью важнейших церемоний, которые определяли будущее общества.
Важно отметить, что, несмотря на точное исполнение и великолепие, представленное в маске, она оставляет много вопросов. Например, действительно ли она изображает Нанауацина, или же это просто одна из художественных интерпретаций давно утраченных ритуалов? Эти вопросы остаются предметом дискуссий среди историков и археологов, которые продолжают исследовать и переосмысливать множественные артефакты предков. Каждая гипотеза добавляет больше глубины и интриги в наше восприятие ацтекской цивилизации.
Исследования таких предметов также подчеркивают сложность отношений между европейскими завоевателями и древними культурами Америки. В каждом из артефактов, вывезенных из ацтеков, скрыты не только художественные достижения исчезнувшей цивилизации, но и следы столкновения миров, где культурное наследие стало своего рода трофеем в руках завоевателей. Британский музей, выставляя такие экспонаты, предоставляет современным посетителям шанс заглянуть в прошлое, вспоминая о тех, кто создал эти удивительные произведения искусства, и размышляя о непостоянстве и изменчивости человеческой истории.