Скелетные останки по меньшей мере 42 детей в возрасте от 2 до 7 лет были обнаружены в Темпло Майор, самом значительном храмовом комплексе в Теночтитлане (ныне Мехико), в 1980 и 1981 годах.
Скелеты, лежащие лицом вверх и со сжатыми конечностями, были помещены в ящики из пепла на слое песка. Некоторые из них были украшены украшениями, такими как ожерелья, а во рту у них были бусины из зеленого камня.
Теперь новое исследование показало, что жертвоприношения, скорее всего, были попыткой положить конец сильной засухе в регионе, сделав подношение богу дождя Тлалоку. Результаты исследования были представлены на прошлой неделе на девятой встрече «Освобождение через знания: «Вода и жизнь» в Национальном колледже Мексики.
«Сначала мексиканское государство пыталось смягчить его последствия, открывая королевские амбары для перераспределения продовольствия между наиболее нуждающимися классами, а также проводя массовые жертвоприношения детей в Храме Майор, чтобы успокоить ярость тлалоков [дождевых карликов, которые были помощниками Тлалока],» — сказал на встрече Леонардо Лопес Лухан, археолог и директор проекта Темпло Майор Национального института антропологии и истории (INAH). «Некоторое время оно противостояло трагедии таким образом, но чрезмерная продолжительность кризиса сделала государство уязвимым, вынудив его допустить массовый исход своего народа».
Чтобы выяснить причины массового жертвоприношения, исследователи INAH изучили геологические данные, а также записи в Атласе засух Мексики, которые показали, что в период с 1452 по 1454 год в центральной Мексике произошла сильная засуха.
По словам Лопеса Лухана, засуха, случившаяся во время правления Моктесумы I и строительства Храма Майор, привела к сокращению урожая, опустошила население региона и вынудила голодающие семьи продавать детей в соседние города в обмен на еду.
«Все указывает на то, что засухи в начале лета повлияли бы на прорастание, рост и цветение растений до наступления canícula (летних дней), а осенние заморозки поразили бы кукурузу еще до того, как она созрела», — говорит Лопес Лухан. «Таким образом, совпадение обоих явлений привело бы к уничтожению урожая и затяжному голоду».
Чтобы смягчить кризис, тела принесенных в жертву детей посыпали голубым пигментом, ракушками и мелкими птицами и окружили 11 скульптурами из вулканической породы.
Скульптуры были сделаны так, чтобы напоминать лицо Тлалока, ацтекского бога дождя, воды и плодородия. По словам Лопеса Лухана, украшение детей, скорее всего, было попыткой сделать их похожими на дождевых гномов.
Исследование также выявило, что массовые жертвоприношения происходили не только из-за голода, но и в контексте глубоких религиозных убеждений ацтеков. Они верили, что дожди необходимы для обеспечения жизни и плодородия, и что боги могут быть умилостивлены лишь через значимые подношения. В условиях продолжающегося кризиса такие крайние меры становились не просто практикой, а символом надежды на спасение.
Научные работы анализируют, как изменения в климате и экологической среде повлияли на общественное устройство ацтекского государства. Увеличение частоты засух, вероятно, стало катализатором масштабных социальных изменений, вызывая не только голод, но и потенциальные внутренние конфликты, поскольку ресурсы становились дефицитом.
Лопес Лухан подчеркивает, что эта трагедия стала важным уроком о природе человеческой жертвы и духовных практик, которые могли выжить даже в условиях экстремального кризиса. Он призывает к дальнейшим исследованиям, чтобы лучше понять, как древние общества реагировали на климатические изменения и какие последствия это имело для их устойчивости и долгосрочного выживания.